Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 206 страница
Идеи не суть силы, как признает Foullie, они лишь внутренние образы, за которыми скрывается производящая их энергия.
Таким образом, открываемый нами путем самонаблюдения субъек тивный или сознательный мир представляет собою такого рода явления, причины которых кроются в особой непознаваемой непосредственно, скры той от нас энергии. Все так называемые психические образы (ощущения, чувствования, представления и пр.) суть лишь внутренние знаки тех коли чественных превращений, которым подвергается скрытая энергия в нас самих при внешних воздействиях на наши органы чувств.
|
|
Равным образом и те материальные изменения, которые мы открыва ем в нервных центрах во время психической деятельности, являются, в свою очередь, следствием проявления скрытой энергии, подобно тому, как все вообще явления в природе суть внешние проявления деятельности различ ных форм энергии. В самом деле, ни одно внешнее явление, ни одно тело в природе не могло бы существовать, если бы за ним не скрывался тот или иной вид энергии. Словом, все внешние тела и явления в природе суть про явления деятельности энергии, видоизменяющей среду.
|
|
Точно так же и все внутренние факты и явления, которые мы открыва ем в нас самих путем самонаблюдения, и все сопутствующие им матери альные изменения нервных центров обязаны своим происхождением скры вающейся за ними энергии.
|
|
Надо заметить, что во всем внешнем мире проявление энергии всегда связывается с изменением среды и, с другой стороны, благодаря условиям среды и энергия видоизменяет форму своего проявления.
|
|
этом взаимоотношении, очевидно, и содержится ключ того паралле лизма, который мы имеем между психическими процессами и происходя щими в мозгу материальными изменениями.
422
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
Таким образом, нам становится понятным тот факт, что высшее раз витие скрытой энергии вместе с богатым развитием умственных сил полу чает пластическое выражение в прекрасно развитом мозге, в то время как материальные нарушения мозга приводят ео ipso к измененному проявле нию скрытой энергии, а следовательно, и к нарушению умственных отправ лений.
пользу того, что явления сознания суть не что иное, как проявление или продукт особой скрытой энергии, а не представляют собою самостоятельного явления в виде, например, особой психической силы, говорит, между прочим,
то обстоятельство, что, по существу, психическая деятельность возможна и в отсутствие сознания, причем бессознательные психические процессы вы полняются по тем же самым законам, как и сознательные; следовательно, скрытая энергия обнимает собою не один только порядок сознательных явле ний, но и бессознательные процессы психической деятельности. С другой сто роны, выделять особую психическую энергию и особую же нервную энергию, как делает, например, HJL Грот, мы не находим возможным не только пото му, что всякая психическая деятельность сопровождается ео ipso материаль ными процессами в наших центрах и, следовательно, мы должны бы призна вать в этом случае параллельное действие двух различных по существу энергий
природе, примера чему мы нигде не встречаем, но и потому, что эти матери альные процессы качественно не различаются друг от друга, будет ли психи ческая деятельность сознательною или бессознательною. Даже процессы, со вершающиеся в более элементарных отделах нервной системы, например в периферических нервных узлах, вряд ли по существу отличаются от процес сов, происходящих в высших центрах нервной системы, в которых сосредото чивается наша психическая деятельность.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 69; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!