Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 204 страница
в самом деле, не насилие ли это бессознательной сферы над волей чело века, когда последнему в состоянии гипноза внушают идею украсть или убить и этот человек по возращении своего сознания выполняет деяние, противное всем его нравственным воззрениям?
Мы не будем углубляться далее во взаимные отношения сознательной и бессознательной сферы. Заметим лишь, что сознание, в свою очередь, обна руживает ничуть не меньшее, если не большее влияние на бессознательную сферу. Сознание не только открывает человеку его внутренний мир, иначе го воря, дает ему возможность чувствовать приятное и неприятное, испытывать радость и горе, понимать пользу и вред, но оно воздействует и на все те, часто необъяснимые для самого лица, стремления и влечения, которые, зарождаясь
|
|
бессознательной сфере и овладевая человеком нередко еще с раннего возра ста, влекут его к действиям и поступкам, противным чувству долга и нрав ственности. Правда, это воздействие не всегда приводит к победе нравствен-
|
|
14* 419
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ных мотивов, но во всяком случае высоконравственные поступки и великие жертвы на пользу человечества возможны лишь благодаря сознанию.
|
|
рассматриваемой точки зрения сознание может быть уподоблено яркому светильнику, который, озаряя собою глубокие тайники нашей пси хической сферы, в то же время позволяет нам заблаговременно предви деть последствия своих деяний и дает возможность находить средства для противодействия тем или другим пагубным для нас влечениям.
ПСИХИКА И ЖИЗНЬ 1
|
|
...Принцип психофизического параллелизма, | |
в сущности, лишь констатирует факт или, точнее | МША Ε ЕШЬ |
говоря, вывод из имеющихся фактов, но ни на йоту | |
не подвигает нас в решении проблемы об отноше | |
нии душевных и телесных отправлений, вслед | |
ствие чего некоторые из параллелистов пришли на | |
точку зрения монизма, отождествляя физическое | Амтн В. I |
и психическое, что, по существу, неправильно. | Oppuafnr* Д|1|тн» bviTwcta liwii •цммии! Iiwrti, |
Мы держимся также идеи параллелизма как научного факта, но признаем, что психиче ское и физическое суть два несоизмеримых между собою явления, не допускающих ника ких непосредственных переходов одно в другое. Если же они всегда и везде протекают парал лельно друг другу, то этот факт объясняется ничуть не тождеством физического и психиче
ского, рассматриваемого нами лишь с двух различных точек зрения, как до пускают некоторые, а тем, что оба порядка явлений обязаны своим проис хождением одной общей, скрытой от нас причине, которую мы условно назовем скрытой энергией. Если два несоизмеримых друг с другом порядка явлений протекают совершенно независимо один от другого, нигде друг с другом не встречаются и тем не менее везде и всюду протекают параллельно, то уже прямая логика вещей приводит к выводу, что оба порядка явлений,
е. психические и физические процессы, должны иметь одну общую произ водящую их причину, которую мы и обозначаем именем скрытой энергии.
При этом мы должны оговориться, что с названием «энергии » вообще мы ничуть не связываем обыденное понятие о «физических энергиях», как это принято в настоящее время. По нашему мнению, та или другая форма
В.М. Бехтерев. Психика и жизнь. СПб., 1902. С. 166-171.
420
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
движения частиц материи еще не есть сама энергия или сила, а лишь прояв ление ее в определенной среде. Энергия же или сила, по существу, есть не что иное, как деятельное начало, разлитое в природе Вселенной.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 74; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!