Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 183 страница



 

Если же существование моей собственной одушевленности составляет самую несомненную истину, а всякое одушевленное существо, которое на­ шлось бы помимо меня и рассматривало бы меня при помощи своих объектив­ ных наблюдений, могло бы без всякого противоречия с ними отрицать во мне одушевленность, то, значит, там, где наверное существует душевная жизнь (т. е. во мне самом), она всегда течет таким образом, что сопутствую­ щие ей телесные явления совершаются по собственным материальным за­ конам так, как будто бы там совсем нет душевной жизни. Закон этот, уста-


 

390


ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...

 

новленный проф. А.И. Введенским в его книге «О пределах и признаках оду­ шевления », может быть назван основным законом одушевленности или зако­ ном отсутствия объективных признаков одушевленности. А из этого закона вытекает, что мне нельзя узнать, где есть одушевленность помимо меня и где ее нет, так что без всякого противоречия с наблюдаемыми мною фак­ тами я могу всюду, где захочу, либо допускать, либо отрицать ее. Ведь гдеона существует, она протекает так, что материальные явления, сопутствую­ щие ей, не обнаруживают ее существования.

 

Теперь, понятно, почему искони и до настоящего времени идут бесконеч­ ные споры о границах одушевленности. Психофизиологи не могут провести общепризнанной границы между существами одушевленными и неодушев­ ленными. Вместе с тем они не могут столковаться ни о том, с какого момента в человеке начинается душевная жизнь, ни о том, существует ли душевная жизнь

спинном мозге или нет. Далее: некоторые думают, что душевная жизнь раз­ лита по всей Вселенной; одушевлены-де не только растения, но даже каждый атом (например, Гекель, Вундт). Другие же, например Декарт, страшно сужи­ вают существование душевной жизни и, признавая ее только в людях, считают животных бездушными машинами и т. д. И все эти споры, очевидно, останут­ ся, вследствие отсутствия объективных признаков одушевленности, навсегда неразрешимыми.

 

Но если вопрос о границах, или пределах, одушевленности остается не­ разрешимым, то, по-видимому, не позволительно употреблять объективный метод в психологии: ведь он исходит из недоказуемого, хотя и неопровержи­ мого, предположения, что есть душевная жизнь помимо исследователя. Но на деле объективный метод все-таки позволителен, и именно в силу того, что вследствие отсутствия объективных признаков одушевленности у нас есть одинаковая возможность без всякого противоречия с логикой и фактами рас­ сматривать любое существо, кроме самого себя, и как одушевленное, и как неодушевленное. Эта возможность дает нам неоспоримое право принять лю­ бую из этих точек зрения, именно такую, какая окажется легче и проще. Толь­ко, конечно, мы должны выставлять ее в науке отнюдь не как доказанную ис­ тину, а всего лишь как рабочую гипотезу — наиболее легкую и удобную для данной науки. Поэтому, какие существа нам удобнее рассматривать как оду­ шевленные, те в виде рабочей гипотезы и следует так рассматривать, и — на­ оборот. В психологии же, конечно, удобнее в виде рабочей гипотезы рассмат­ ривать не только всех людей, но даже и большую часть других животных как существа одушевленные. Поэтому психология в праве употреблять и объек­ тивные наблюдения над душевной жизнью.

 

Но, могут возразить нам, какой же смысл пользоваться в виде рабочей гипотезы предположением существования чужой одушевленности и, опира­ ясь на эту гипотезу, применять объективные наблюдения, коль скоро назначе­ ние последних в том, чтобы изучить особенности и ход чужой душевной жиз-


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 46; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!