Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 185 страница
Достаточно указать, что Л.М. Лопатину пришлось прибегнуть к помощи такого явно метафизического довода: «Существование чужого одушевления, подоб ного нашему, — говорит он, — имеет ровно настолько теоретической вероят ности, насколько невероятно, чтобы мир подчинялся злому божеству, у кото рого одна задача — вводить в обман свое единственное разумное творение » (1. с. стр. 78). В общем же все доказательство Л.М. Лопатина исходит из той произвольной и явно метафизической предпосылки, с помощью которой стро ят телеологический аргумент существования Бога, именно: будто бы целесооб разное может существовать не иначе как при том условии, чтобы оно было создано каким-либо творческим умом.
|
|
А.И. Введенский счел излишним отвечать и г. Аскольдову, выпустившему че рез несколько лет книгу «Основные понятия онтологии и гносеологии», в кото рой доказывается, что при отрицании чужой одушевленности нельзя предска зывать поступков людей и т. п. Ведь это значило, что г. Аскольдов вполне согласен со словами А.И. Введенского, что рабочая гипотеза, допускающая одушевленность других людей, гораздо удобнее, чем отрицающая ее. О чем же тут было спорить с г. Аскольдовым? Но в обоих вызовах А.И. Введенского требовалось, чтобы ему доказали неизбежность, а вовсе не одно только удоб ство допускать чужую одушевленность.
|
|
|
|
393
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
гии, что он высказал в своем докладе, представленном им (в марте 1909 г.) Санкт-Петербургскому философскому обществу и напечатанном в жур нале «Archiv fur Rassen und Gesellshafts-Biologie» (4 Heft, 1912) . А не свиде тельствует ли такое совпадение в выводах, полученных вполне независимо друг от друга представителями разных специальностей, о научной прочно сти этих выводов?
|
|
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ институт
г^1
ИМЕНИ л.г. щукинои
jHtakmmckid праздник*.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 54; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!