Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 189 страница
Первое из только что упомянутых определений не может, однако, считаться достаточно обоснованным, второе принимает следствие за при чину, а определение Гербарта обнимает собою лишь содержание созна ния, не касаясь вопроса о самом сознании, как явлении нашей психиче ской жизни. Из новейших представителей психологии по нашему вопросу заслужива ют внимания взгляды двух выдающихся авторитетов — Спенсера и Вундта. Первый в своих «Основаниях психологии» рассматривает сознание как известную внутреннюю перемену. По этому поводу он выражается между прочим следующим образом: «Все согласно принимают, что без перемены со знание невозможно: когда перемена в сознании прекращается — прекращает ся и сознание. Но если непрерывная перемена есть то условие, при котором одном только возможно продолжение сознания, то отсюда следовало бы вы вести, что все разнообразные явления сознания должны сводиться на переме ны». В другом месте Спенсер поясняет: «Непрерывная перемена не есть еще единственная вещь, требующаяся для составления сознания. Если перемены происходят без всякого порядка, то никакое собственно так называемое со знание не существует. Сознание есть не просто последовательность перемен, но правильная последовательность перемен — последовательность перемен, комбинированных и расположенных особенным образом. Перемены образу ют сырой материал сознания, а развитие сознания есть организация их »4. этом определении, как и в определении сознания как способности раз личения, снова принято следствие за причину. Как наша способность различе ния является следствием нашего сознания, так и восприятие перемен является результатом сознания, а не причиной его. Вундт5 по поводу сознания говорит следующее: «Так как сознание есть необходимое условие всякого внутреннего опыта, то понятно, что непосред ственно из этого опыта мы не можем узнать сущности сознания. Все попытки определить сознание по явлениям внутреннего опыта приводят или к тавтоло гии или к определениям происходящих в сознании деятельностей, которые уже потому суть не сознание, что предполагают его. Сознание именно в том и состоит, что мы находим в себе те или другие состояния; независимо от послед- Fichte. Psychologie I. С. 83. Fortlage. System der Psychologie. Georg. Lehrbuch der Psychologie. С 234 и след. Ulrici. Leib und Seele. Leipzig, 1866. HerbarV s sдmtliche Werke. Bd. V. С 208. Спенсер. Основания психологии. СПб. Т. 3. С. 303 и 304. Вундт. Основания физиологической психологии. С. 738. 400 ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ... них оно не может быть мыслимо. Бессознательные процессы всегда представ ляются нами по тем свойствам, которыми они должны были бы отличаться в сознании. Если невозможно выразить отличительных признаков сознатель ных и бессознательных состояний, то тем менее можно дать определение со знания. Нам остается только изучать условия сознания, т. е. те обстоятель ства, которыми сопровождаются все сознательные явления ». Из только что приведенной выдержки очевидно, с какими затруднениями сталкиваются при определении понятия о сознании. Мы не можем однако со гласиться в этом случае с мнением великого представителя физиологической психологии. Конечно, из внутреннего опыта нельзя определить сущности со знания; но дело не в определении его сущности, а в определении понятия о сознании как об известном явлении. Хотя независимо от тех или других психических состояний немыслимо для нас сознание, тем не менее психические процессы, как известно, ни чуть не обязательно связаны с сознанием. С другой стороны, хотя бессознательные процессы и представляются нам по тем свойствам, которыми они должны были бы отличаться в сознании, но зато мы с точностью знаем по внутреннему опы ту, что кроме сознательных процессов, воспринимаемых нашим Я как нечто субъективное, в нас существуют и бессознательные процессы, которые нами вовсе не воспринимаются как таковые. Это устанавливаемое внутренним опы том отличие сознательных психических процессов от бессознательных и дает нам возможность сделать точное определение сознания.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 57; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!