Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 190 страница



  Под сознанием мы понимаем ту субъективную окраску или то субъек­ тивное, т. е. внутреннее, непосредственно нами воспринимаемое, состояние, которою или которым сопровождаются многие из наших психических про­ цессов. Благодаря этой субъективной окраске мы можем различать наши пси­ хические процессы по их сложности и тем или другим присущим им особенно­ стям. Таким образом, мы различаем в нашем восприятии — ощущение, представление, стремление, желание, хотение и пр., т. е. те явления, сумма которых и составляет содержание нашего сознания.   Сделанное нами определение, конечно, не выражает собою сущности со­ знания, что, впрочем, и не требуется, но оно точно указывает на то явление в природе, о котором идет речь. Во всяком случае главное, что мы должны отли­ чать в нашей психической жизни, — это сознательные и бессознательные про­ цессы. В первых есть некоторый плюс, благодаря которому они становятся явлениями субъективными, чего нет во вторых1.   Яркость той субъективной окраски, которою сопровождаются наши психические процессы, бывает различною, благодаря чему мы можем го-   Кстати укажем здесь, что и Вундт, не замечая того, сам дает подобное же опреде­ ление сознания, как видно из следующих его слов: «Сознание именно в том и состо­ ит, что мы находим в себе те или другие состояния » ...(цит. выше).   401 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ   ворить о различной степени их сознательности. Некоторые лица, обладаю­ щие пылким воображением, как поэты и художники, отличаются особой живостью представлений, необыкновенной яркостью их. Так, про Гёте из­ вестно, что когда он хотел представить себе, например, цветок, то этот цве­ ток являлся его воображению необыкновенно живо, со всеми присущими ему красками и очертаниями лепестков; когда ему нужно было нарисовать готическую церковь, то эта церковь представлялась его уму также в живой пластической форме. С другой стороны, известно, что некоторые из ху­ дожников, как, например, Мартене, отличались такой живостью вообра­ жения, что при своей работе они буквально копировали на полотне пред­ ставлявшиеся им субъективные образы. Подобные же, хотя, быть может,   не столь резкие примеры пылкого воображения, конечно, встречаются не только между художниками и поэтами, но и среди обыкновенных людей. Очевидно, что если, как в указанных примерах, воспроизведенные представления, иначе говоря, воспоминательные образы, могут быть срав­ ниваемы по яркости с ощущениями или чувственными образами, то одина­ ковым образом и эти последние у тех же лиц должны отличаться значи­ тельно большей яркостью, нежели у других. Такого рода лица справедливо называются впечатлительными натурами, так как всякое внешнее впечат­ ление действует на них резче, сильнее обыкновенного.   другой стороны, есть и антиподы этих лиц, отличающиеся порази­ тельной тупостью восприятия и процессов представления.   патологических случаях, в особенности при душевных болезнях, сте­ пень сознательности психических процессов, конечно, изменяется еще в более значительных пределах, нежели у здоровых лиц. Необыкновенно яркие представления маньяка, например, не могут быть и сравниваемы с крайне бледными образами, смутно пробегающими в сознании слабоум­ ного.   Степень сознательности психических процессов, впрочем, бывает раз­ личною и у каждого человека в зависимости от тех или других условий. Так, у большинства людей яркость представлений значительно поднима­ ется к вечеру; поэтому-то вечернее время и является обычным временем мечты. Этим же объясняется и тот факт, что многие из поэтов для своих занятий предпочитали вечернее или даже ночное время. Физическое утом­ ление, а равно и процессы пищеварения, напротив того, понижают в более или менее значительной степени яркость наших психических образов.

Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!