Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 192 страница
Развитие сознания в первоначальную эпоху жизни каждого человека, без всякого сомнения, происходит тем же путем в той же самой последова тельности. Между тем в патологических случаях, сопровождающихся про грессирующим ослаблением умственной сферы, как при вторичном слабо умии и прогрессивном параличе помешанных, сознание постепенно претерпевает обратный метаморфоз. последнем случае первоначально утрачивается способность само познавания, затем расстраиваются те ряды представлений, совокупность которых служит характеристикой нравственной личности данного лица; течением же времени у такого рода больных утрачивается уже и сознание времени, а затем и сознание места, тогда как самосознание и сознание о Я как субъекте остаются большею частью ненарушенными даже и при значи тельной степени слабоумия. Но несомненно, что в некоторых случаях край него упадка умственных способностей утрачиваются и эти элементарные и то же время более стойкие формы сознания, причем от всего умственного богатства человеку остается лишь одно неясное чувствование собственно го существования. Здесь нелишне заметить, что в просторечии понятие о бессознатель ности или неполном сознании смешивается с болезненно извращенным сознанием. Так, про душевнобольного, содержание сознания которого бо лезненно извращено, т. е. наполнено вместо здоровых идей нелепыми пред ставлениями, обычно говорят, что он находится в бессознательном или Примеры подобного состояния сознания мы встречаем также в случаях неполного усыпления хлороформом. Известно, что лица, подвергшиеся операции, нередко заявляют об испытанном ими чувстве страдания без ясного сознания о причине этого страдания.
|
|
|
|
|
|
|
|
404
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
полусознательном состоянии. Правильнее, однако, в этом случае не гово рить вовсе о бессознательности или неполной степени сознания, а лишь о болезненном его содержании, иначе говоря, о том или другом болезнен ном извращении сознания.
Познакомившись с тем, что следует понимать под сознанием и какие сте пени последнего могут быть различаемы, мы теперь же заметим, что далеко не все из воспринимаемых нами извне впечатлений сознательны. Напротив того, огромная часть внешних впечатлений остается за порогом сознания и только относительно весьма малая их часть достигает сознательной сферы. В свою очередь, из впечатлений, достигших сознательной сферы, часть остается в тем ном поле сознания и только остальная, относительно незначительная часть выступает в нашем сознании с большей яркостью.
Чтобы лучше представить к какой степени ограниченное количество из всего числа внешних впечатлений достигает сферы нашего сознания, я оста новлю ваше внимание на одном обыденном и в то же время крайне поучитель ном примере.
Представьте себе, что вы идете со своим другом по одной из многолюд ных улиц и ведете с ним ту или другую беседу. За время вашего путешествия вы получаете со всех сторон самые разнообразные впечатления — видите множе ство движущихся лиц в разнообразных костюмах, видите здания и монумен ты со всевозможными украшениями, слышите разговор проходящих людей, стук колес проезжающих экипажей, слышите шелест платья, ощущаете на себе движение окружающего воздуха и пр. и пр. Несомненно, что все эти впе чатления действуют на ваши органы чувств и вызывают известную реакцию в нашем мозгу; но несмотря на то, окончив беседу со своим другом, вы едва ли в состоянии припомнить одну сотую или — вернее — тысячную часть из всего вами виденного и слышанного. При этом из числа припоминаемых впечатле ний лишь те, на которые вы обратили особенное внимание, воспроизводятся вами легко и с особенною ясностью; для оживления же других в вашей памяти нередко требуется та или другая посторонняя помощь и, несмотря на то, они не могут быть воспроизведены в сознании с должною ясностью.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 68; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!