Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 191 страница



  Независимо от степени сознательности психических процессов в вы­ шеизложенном смысле различают еще степень сознания, смотря по его содержанию, т. е. смотря по присутствию в сознательной сфере тех или других представлений. Правильнее, однако, в этих случаях говорить о спе­ циальных видах сознания по сложности его содержания, а не о степени самого сознания, хотя и последняя при этом не остается неизменной.   402 ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...   Простейшей формой сознания, без всякого сомнения, следует при­ знавать то состояние, когда еще не выработано ни одного более или менее ясного представления, когда лишь существует неясное безотносительное чувствование собственного существования.   Более сложным является сознание в том случае, когда в нем присут­ ствуют уже те или другие представления. В этом случае наиболее элемен­ тарной формой сознания следует признавать ту, при которой в сознании присутствует главным образом одна группа представлений о Я как субъек­ те в отличие от не-Я или объекта и из которой вырабатывается т. н. само­ сознание, иначе говоря, то состояние сознания, когда в нем присутствует или — что все равно — каждую минуту может быть вызван ряд представле­ ний о положении собственного тела, о движении его членов и пр.   Следующей по сложности формой сознания является сознание про­ странства, т. е. то состояние сознательной сферы, когда человек может уже создавать пространственные представления об окружающем его мире. На основании этих-то пространственных представлений он и получает возмож­ ность ориентироваться относительно окружающей обстановки.   Несколько более сложной является та форма сознания, когда человек улавливает уже последовательность внешних явлений, благодаря чему вы­ рабатывается сознание времени.   Дальнейшую по сложности степень сознания представляет сознание своей личности, иначе говоря, то состояние сознания, когда в его сферу могут быть введены те ряды представлений, которые составляют, так ска­ зать, интимное ядро личности, как то: представления нравственные, рели­ гиозные, правовые и пр. С этой формой сознания связаны также и первые проявления воли субъекта.   Наконец, высшею степенью сознания должно быть признано, без со­ мнения, то состояние внутреннего мира, когда человек, с одной стороны, обладает способностью по произволу вводить в сферу сознания те или дру­ гие из бывших прежде в его сознании представлений, с другой — может давать отчет о происходящих в его сознании явлениях, о смене одних пред­ ставлений другими, иначе говоря, может анализировать происходящие в нем самом психические процессы.   Эта способность самопознавания является всегда характеристичней-шим признаком полного сознания; утрата же этой способности служит первым признаком начинающегося помрачения сознания.   Все вышеуказанные формы сознания представляют собою собственно различные степени развития его содержания. В самом деле, легко видеть, что каждая из форм сознания, кроме существования особой группы пред­ ставлений, предполагает и присутствие представлений, характеризующих все предшествующие формы сознания. Но лучшим доказательством по­ следовательности развития сознания в указанном направлении является   403 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ   прямое наблюдение над восстановлением сознания в то время, когда чело­ век пробуждается из глубокого сна или обморока.   Первым явлением в периоде пробуждения в этом случае всегда явля­ ется неясное чувствование собственного существования. В этом состоянии субъективно чувствуемые изменения в нас самих не относятся нами к ка­ кой либо внешней причине, а воспринимаются лишь как внутренние пере­ мены, происходящие в нас самих без всякого их отношения к окружающе­ му миру1. Лишь мало-помалу сознание пробуждается, и субъект начинает сознавать себя человеком, покоящимся в известном положении. В даль­ нейшей фазе пробуждения сознается уже более или менее правильно и окружающая обстановка, а несколько позднее и последовательность со­ бытий, т. е. время. Затем человек уже вступает в обладание всеми теми пред­ ставлениями, которые его характеризуют как известную личность, но и при этом еще не может быть речи о полном сознании до тех пор, пока человек не будет в состоянии дать ясный отчет о всем происходящем в нем.

Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!