Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 193 страница
Таким образом, из всех полученных за время путешествия впечатлений огромное большинство осталось ниже порога сознания, следовательно, скры лось в бессознательной сфере, из остающегося же меньшинства смутно при поминаемые впечатления едва лишь достигли сферы сознания и потому ос таются в темном его поле, и только впечатления, припоминаемые с особенной живостью, суть впечатления, достигающие сферы ясного сознания.
|
|
Так как процесс, благодаря которому внешние впечатления достига ют сферы сознания, в науке называется перцепцией, а процесс, благодаря которому то или другое впечатление входит в сферу ясного сознания, но сит название апперцепции, то и те впечатления, которые едва лишь достиг ли сферы сознания и остаются в темном поле последнего, могут быть на-
405
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
|
|
званы перципированными, впечатления же, достигшие сферы ясного со знания, — апперципированными.
Спрашивается, какие условия были причиной того, что из всех впечат лений, полученных за время путешествия, огромная масса не достигла сфе ры сознания? Условия эти заключались в том, что в данное время вы были отвлечены разговором со своим другом, следовательно, сознание ваше было занято известным рядом представлений. В самом деле, не будь этого усло вия, и, без сомнения, очень многое из того, что не вошло в сферу сознания, с яркостью запечатлелось бы в вашей памяти.
|
|
Но отчего же тот период времени, когда ум занят известным рядом представлений, является столь неблагоприятным для возникновения но вых представлений под влиянием тех или других впечатлений. Ответ на этот второй вопрос может быть только один, и именно следующий: в со знании не может одновременно вмещаться больше определенного числа представлений. Следовательно, наше сознание имеет свой объем, иначе го воря, свои определенные границы.
|
|
Как велик этот объем или как широки границы сознания, т. е. какое количество представлений может одновременно присутствовать в нашем сознании, составляет не только крайне интересную задачу для исследова ния, но и задачу первостепенной важности. Неудивительно поэтому, что уже довольно давно этот вопрос был поставлен на очередь в психологии, но до развития так назвываемой психофизики, или экспериментальной пси хологии, все попытки подойти к решению его оставались бесплодными.
Еще не так давно Вайтц1 из чисто теоретических соображений, а Штейн-таль2 — основываясь на данных внутреннего восприятия, допускали, что в сознании одновременно может присутствовать лишь одно представление. Между тем Фортляге3 и Гербарт4 приходили к заключению, что число од новременно присутствующих в сознании представлений должно быть не менее 2, при случае же оно может возрасти до очень большого, точно нео пределимого числа.
Даже и по сие время некоторые из психологов придерживаются одно го из вышеуказанных взглядов. Так, в книге проф. Владиславлева, издан ной в 1881 году5, мы находим следующее место: «Относительно созна тельной жизни мы знаем, что в одно и то же время душа не может иметь нескольких сознательных состояний; если нам кажется противное, то в этом случае мы быструю последовательность их принимаем за одно».
Waitz. Lehrbuch der Psychologie.
Steinthal. Einleitung in die Psychologie und Sprachwissenschaft. Berlin. 1871. С 134.
Fortlage. System der Psychologie. I Theil.
Herbart. Lehrbuch zur Psychologie (Werke. T. 5. С 15 и след.)
Владиславлев. Психология. Т. I. С. 294.
406
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
Не подлежит, однако, сомнению, что самонаблюдение совершенно не пригодно для правильного решения рассматриваемого вопроса. Последнее представляется очевидным уже из того, что самонаблюдение имеет перед собой лишь апперципированные представления, т. е. представления, нахо дящиеся в сфере ясного сознания: представления же, находящиеся в об щем поле сознания, или перцепированные, замечаются нами лишь после того, как они будут апперципированы. Но легко понять, что эти последние
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!