Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 180 страница
указанные недостатки личного самонаблюдения нельзя вполне устра нить никакими его видоизменениями, как это ясно из рассмотрения послед них. Эти видоизменения следующие: 1) метод прямого личного самонаблю
дения и 2) метод непрямого личного самонаблюдения.
Сущность первого метода заключается в наблюдении в себе душевного явления в тот самый момент, когда оно в нас происходит. Благодаря этому методу первый недостаток личного самонаблюдения — подчинение предвзя тым взглядам, — хотя и не устраняется вполне, но все же значительно ослаб ляется, так как мы здесь стоим лицом к лицу перед фактами, противоречащи ми нашим предвзятым взглядам. Зато второй недостаток — знакомство только с одним психологическим типом — остается здесь во всей своей силе.
|
|
Метод же непрямого личного самонаблюдения заключается в наблюдении своих душевных явлений или 1) путем воспоминания о них, или 2) путем вооб ражения, т. е. в том, чтобы наблюдать их, как они воображаются. В пригодности первого вида непрямого самонаблюдения не может быть никаких сомне ний, если не поднимать чисто гносеологического вопроса о том, по какому праву мы вообще доверяем памяти, хотя в конце концов всякая ее проверка опирается опять-таки на чью-нибудь память. Что же касается второго вида, то здесь может возникнуть следующий вопрос: каким образом наука, не имею щая ничего общего с игрой воображения, допускает метод, рассматривающий недействительные, а воображаемые факты? Впоследствии, изучая воображе ние, мы увидим, что оно есть не что иное, как переживание в слабой степени воображаемого душевного явления. Следовательно, для изучения качествен ной стороны душевных явлений оно вполне пригодно, хотя совершенно непригодно в науках, изучающих внешний материальный мир. Теперь же мы все-таки можем по крайней мередоказатьчастое и плодотворное употребление этого мето да в тех случаях, когда мы рассматриваем душевные явления помимо психологии; а отсюда можно заключить об его пригодности для психологии.
|
|
|
|
|
|
Читая какой-нибудь роман, мы судим о правдоподобности душевной жизни выведенных там лиц, критикуем автора и часто приходим к единоглас ной его оценке, чем доказывается правильность метода, который приводит нас
ней. Но каким образом составляем мы себе столь единогласный взгляд на душевную жизнь действующих лиц романа? Ставя путем воображения самих себя на их место, воображая себе, что мы сами пережили в своем прошлом все то же, что и они, и находимся теперь в тех же условиях, как и они, и воображая, что нашего действительного прошлого у нас не было. Далее: видя, что ход ду шевной жизни описанного в романе лица таков, каким он воображается нами, если бы мы сами находились при таких же обстоятельствах, как и описанное лицо, мы утверждаем, что описание этого хода, данное в романе, правдиво. А если все согласны в таком выводе, то, значит, правилен тот метод, которым он получен. Таким образом, изучение душевных явлений при помощи вообра жения вполне возможно. Кроме того, историки тоже часто употребляют та-
\у 387
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
кой же метод, когда стараются проникнуть в душу изучаемого ими историче ского деятеля. Ведь они воображают самих себя, поставленными в условия этого деятеля, и по тому, что они находят в своей воображаемой душевной жизни, они судят о нем. По всему этому неудивительно, что и в психологиче ских исследованиях в виде довода приглашают представить или вообразить себе, что наступит в нашей душе при таких-то и таких-то условиях. И понятно,что в психологических сочинениях попадается так много ссылок на бел летристическую литературу, к тому же ссылок, служащих не для простого пояснения (или иллюстрации), но и для подтверждения сказанного.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!