Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 178 страница



 

пищеварении мы узнаем лишь из науки, хотя переживаем его каждый день; а поэтому они называются бессознательными. Сознательность душевных яв­ лений и делает возможным употребление самонаблюдения без всякого раз­ двоения нашего Я.

 

Но из всего сказанного вытекает только одно: вопреки мнению Конта и его последователей самонаблюдение оказывается вещью, вполне возможной, осуществимой. Но необходимо ли употреблять его для разработки психоло­ гии или необходимо заменить объективным наблюдением? У душевных явле­ ний есть еще одна особенность, которая делает употребление самонаблюде­ ния для их изучения не только неизбежным, но даже основным, главным методом, именно: душевные явления сознаются или воспринимаются только тем лицом, которое их переживает; чужие же мысли, чувства, хотения, вооб­ ще чужие душевные явления воспринимать мы не можем.

 

Мы в действительности воспринимаем не самые чужие душевные

 

явления, но только те телесные процессы, которые их сопровождают,

 

и, отправляясь от них как от знаков душевных явлений, мы всего только заключаем о связанных с ними душевных явлениях. Так, мы не можем ви-


 

384


ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...

 

деть самого чужого горя, самой чужой радости, т. е. самих душевных со­ стояний, называемых этими именами. Мы видим только проявления их в телесных процессах, именно — видим только слезы, смех, своеобразный блеск глаз, игру физиономии, известные жесты и т. п., а по всему этому, как по знакам, всего лишь заключаем о душевных событиях, вызывающих эти физиологические проявления.

 

из этого следует, что так называемое объективное наблюдение вовсе не составляет наблюдения самих чужих душевных явлений, как мы его опреде­ ляем ради краткости. Его даже не следовало бы называть объективным наблюде­ ниемдушевных явлений или наблюдением чужой душевной жизни; употребление таких названий есть лишь уступка привычному языку. В действительности же так называемое объективное наблюдение душевных явлений сводится к наблюдению одних лишь материальных явлений, соединенному с их истол­ кованием как показателей душевных явлений, производимых нами на осно­ вании тех знаний о связи душевных явлений с материальными, которые мы успели приобрести раньше посредством самонаблюдения. Ведь чтобы знатьзначение слез, смеха, разных жестов и т. п., я должен сперва в самом себе на­ блюсти, при каких душевных явлениях они возникают. Таким образом, само­ наблюдение оказывается для психологии не только неустранимым или необ­ ходимым методом, но даже основным методом. Даже кажется сомнительным, нужно ли рядом с ним пользоваться объективным наблюдением. Но по двум причинам он необходим, как вспомогательный метод, именно:

 

Объективный метод совершенно неизбежен в большей части вопросов, изучаемых сравнительной психологией. Конечно, когда мы изучаем осо­бенности душевной жизни довольно взрослых и душевно здоровых ЛИЦ У т. е. индивидуальную психологию, то намлучше всего прибегнуть к опросу этих лиц. Но даже и тут мы можем встретить затруднения, состоящие в том, что о многом будут неохотно вступать с нами в откровенности, такчто и тутдаже придется прибегать к помощи объективного наблюдения. Ког­ да же мы хотим узнать типы психических организаций, сильно отличаю­ щиеся от нашего собственного типа, например — душевнобольного ИЛИ ребенка, или животного, то уже решительно нельзя обойтись без так назы­ ваемых объективных наблюдений.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!