Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 177 страница



 

значит — мышление путем самонаблюдения изучать нельзя. Мысли, высказанные Контом, нашли много последователей, и распрост­

 

ранилось пренебрежение уже ко всякому употреблению субъективного мето­ да. Стали отрицать возможность употребления самонаблюдения при изуче­ нии не одного лишь мышления, но и вообще душевных явлений. Один из аргументов Конта усилили и придали ему такую форму: разве, спрашивали, возможно, чтобы наше Я при каком бы то ни было самонаблюдении, а не только при самонаблюдении над мышлением раздваивалось на наблюдаю­ щее и наблюдаемое? Очевидно, в силу единства нашего Я, это невозможно. Но это неизбежно при самонаблюдении; следовательно, оно неосуществи­ мо вообще, а не только в применении к мышлению. А из этого делали тотвывод, что душевные явления надо изучать, как и физиологические, путем внеш­ него наблюдения, т. е. через наблюдение их не в самом себе, а в другом лице.

 

так как при этом мы прежде всего будем сталкиваться с деятельностью нервной системы, то даже заключали отсюда, будто бы психологию надо счи­ тать частью физиологии нервной системы.

Впрочем, пренебрежение субъективным методом в психологии продол­ жалось недолго. Скоро раздались голоса, доказывавшие невозможность ог­ раничиваться в психологии одним лишь объективным методом и выставляв­ шие на вид не только необходимость самонаблюдения, но и его главенство в психологии перед объективным наблюдением. И действительно: легко убе­ диться, что Конт сильно заблуждался со всеми своими последователями.

 

Ведь самонаблюдение, даже над мышлением, очевидным и неоспоримым образом существует: иначе мне нельзя было бы самому узнать и рассказать другим, что я чувствую, думаю и т. п., а надо было бы всякий раз спрашивать об этом у других. Конт же, не обращая на это внимания, хотел, так сказать, отфи-лософствовать этот факт. Несомненное же существование самонаблюдения доказывает, что оно возможно и что в доводах Конта непременно скрываются какие-то ошибки. Надо только вскрыть их. Они таковы: 1) Первое его возра­ жение (что орган мышления, головной мозг, не может наблюдать над своей деятельностью, подобно тому, как глаз, орган зрения, не может следить за своей) построено им на аналогии глаза и головного мозга, на перенесении на головной мозг того, что подмечено в глазу. Не будем распространяться, что вообще-то к выводам по аналогии следует относиться осторожно: они не мо­ гут служить доказательством. Но этого мало: в данном случае аналогия, если бы даже она вообще была способна служить доказательством, здесь оказа­ лась бы непригодной к этому; ибо здесь она неправильно проведена. Действи-


 

383


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

тельно, Конт говорит: глаз не может наблюдать над своей деятельностью. Но над какой деятельностью? Над телесной, т. е. над теми физиологическими про­ цессами, которые в нем происходят. Отсюда надо бы заключить по аналогии, что и головной мозг также не может наблюдать над своей физиологической деятельностью (над питанием мозга, над переменами в его волокнах и т. д.).

 

Конт говорит: над деятельностью мышления, т. е. над деятельностью психи­ ческой, а вовсе не физиологической.

Ошибка же второго возражения Конта, гласящего, что наше Я не мо­ жет раздваиваться на наблюдающее и наблюдаемое, и обобщенного последо­ вателями Конта на все случаи самонаблюдения (не только над мышлением), заключается в перенесении без всяких доказательств на душевную деятель­ ность закона внешних наблюдений. При внешних наблюдениях, действитель­ но, необходима двойственность, существование двух вещей сразу — наблю­ дающего органа и наблюдаемого предмета (например, нельзя осязать чего-либо, если нет сразу и осязаемой вещи, и осязающего органа). Но явле­ ния внешнего мира совершенно не похожи на душевные; поэтому законы, управляющие внешними наблюдениями, нельзя без всяких доказательств, как бы самоочевидную истину, переносить на внутренний мир — на самонаблюде­ ние. Последнее надо брать таким, как о нем свидетельствуют факты. А факты показывают, что наше Я при самонаблюдении вовсе не раздваивается. Да и нет надобности в таком раздвоении; ибо душевные явления обладают одной осо­ бенностью, которая называется сознательностью и которая устраняет необ­ ходимость такого раздвоения. Она состоит в том, что, переживая душевное явление, мы в то же время через это самое уже знаем, какое именно душевное явление мы переживаем. В телесных же явлениях дело стоит иначе: например,


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!