Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 172 страница
376
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
неслись с Земли на Марс или если бы мы при помощи надлежащих инстру ментов достаточно изощрили наше зрение, то мы воспринимали бы эти пред меты.
Установив эту разницу между двумя классами предметов, крити ческая теория познания посредством самого тщательного анализа всех условий, благодаря которым становится возможным для нас знание, до казывает такие положения о границах знания, доступного нашему уму: относительно имманентных предметов наше знание может развиваться до бесконечности; кроме трудности, здесь нет других препятствий для решения любого вопроса. Но трансцендентные вопросы остаются на всегда недоступными для нашего ума, и вовсе не в силу количественных причин, вовсе не потому, чтобы они отличались особой трудностью, а по причинам качественного характера, именно — вследствие присущей нам организации наших познавательных способностей. И на каждый транс цендентный вопрос, например о существовании души, Бога и т. п., все гда можно будет без всякого противоречия с логикой и фактами опы
|
|
|
|
та дать два диаметрально противоположных ответа, так что каждый из
них будет одинаково неопровержимым и одинаково недоказуемым.
|
|
Другими словами: ни один из этих ответов никогда не может обратить
ся в знание, а навсегда должен оставаться только верой, которая, прав
да, будет неопровержимой, но зато и недоказуемой. Таким образом,
каждый может смело держаться той или другой веры относительно трансцендентных вопросов в полной уверенности, что его никто никог да не опровергнет, хотя и сам он тоже не опровергнет чужой веры по поводу того же вопроса.
|
|
Но в состав науки какая бы то ни была вера, а следовательно, и всякое трансцендентное воззрение, конечно, может входить только в виде рабо чей гипотезы, т. е. такого предположения, которое назначено отнюдь недля того, чтобы служить научно обоснованным (хотя бы и не достоверным,
лишь более вероятным) изображением действительности, как это имеет ся в виду при реальных гипотезах, но только для того, чтобы служить вспо могательным средством при изучении науки, например — помогать нам легче ориентироваться среди изучаемых фактов, легче запоминать их, де лать открытия, находить новые вопросы и т. п. Словом, так называемая метафизика, если под этим именем подразумевать учение о трансцендентных предметах, как это и подразумевают обыкновенно, должна быть пре
доставлена вере, а в науке она может быть употребляема только в виде рабочих гипотез. При этом, разумеется, в каждой науке изо всех метафизических воззрений нужно предпочитать то, которое с точки зрения этой науки окажется проще других. Ведь коль скоро от метафизических или трансцендентных гипотез в науке требуется всего только, чтобы они слу жили вспомогательным орудием, а не изображением действительности, то,
377
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
разумеется, они будут тем ценнее, чем они проще других, т. е. чем легче будет при их помощи объединить и связать в одно целое наибольшую сум му фактов. Нередко думают, будто бы простота гипотезы свидетельствует об ее наибольшей вероятности, будто бы простота служит признаком ис тины Этот ошибочный взгляд зависит только от того, что не делают разни цы между вспомогательным для науки средством и изображением действи тельности. От вспомогательного средства можно и должно требовать, чтобы оно было проще; но кто и как докажет, что таким же должен быть и всякий взгляд, наиболее соответствующий действительности? Разве природа устроена с таким расчетом, чтобы ее можно было изучать легко и быстро? Может быть, и да, а может быть, и нет.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!