Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 171 страница



 

Теперь рассмотрим, как произошло, что психология из учения о душе превратилась в психологию без души. Эта перемена, происшедшая во вто­ рой половине XIX в., была обусловлена следующими причинами: рано или поздно она должна была бы произойти и сама собой из-за одной уже науч­ ной осмотрительности, а ее ускорению содействовало еще распростране­ ние влияния критической теории познания и позитивизма. Разъясним все это подробнее.

 

Вопрос о существовании души, т. е. самостоятельного духовного на­ чала, возник более 2000 лет назад, причем тотчас же на него были даны два противоположных ответа; и с той поры каждое из его решений беспрерыв­ но все еще опровергает другое и доказывает себя, но ни одно еще до сих пор другого не опровергло, а себя еще не доказало. Одно уже это обстоятель­ ство должно внушать мысль, что, чего доброго, этот вопрос — навсегда неразрешимый и что психологии полезнее отказаться от него, а ограни­ читься лишь изучением душевных явлений. К тому же если даже предпо­ ложить, что он когда-нибудь будет разрешен, то, конечно, это произойдет


 

375


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

не иначе как через тщательное изучение душевных явлений и связи душев­ ных явлений с телесными, причем те и другие надо рассмотреть без всякого пристрастия к тому или другому решению вопроса о душе. Ясно, что в силу уже одних этих соображений, рано или поздно, психология должна была бы стать психологией без души.

 

Но это ускорилось под влиянием критической теории познания, или критической философии. Этими именами, иначе философским критициз­ мом, принято называть философское направление, основанное Кантом, жившим между 1724 и 1804 гг., так что критический и кантианский, т. е. кантовский, стали синонимами.

 

Критическая теория познания разделяет все предметы, о которых мо­ жет у нас возникнуть какой бы то ни было вопрос, на две группы: на транс­ цендентные и имманентные. (Термин «трансцендентный » не следует сме­шивать, как это часто делают, со словом «трансцендентальный»: эти термины имеют в критической теории познания разные значения.) Транс­ цендентным называются такие предметы, которые по самому понятию о них при существующей организации наших познавательных способностей никогда, нигде и ни при каком изощрении нашей восприимчивости не могли бы быть восприняты в опыте, так что они по самому существу своему оста­ются за пределами не только действительно бывшего, но и всякого возможно­ го опыта (под опытом же в философии принято подразумевать не только экс­ перименты, но и наблюдения). Эти предметы остаются за пределами всех возможных экспериментов и всех возможных наблюдений, где бы и когда бы ни производились они и как бы ни изощрялась при этом наша восприим­ чивость при помощи подходящих инструментов. Имманентными же назы­ ваются такие предметы, которые или действительно воспринимаются нами

 

опыте, или могли бы быть восприняты в нем, если бы мы перенеслись на другое место или жили в другое время или же при помощи надлежащих инструментов достаточно изощрили свою восприимчивость. Словом: это — предметы, которые остаются в пределах опыта, возможного для су­ щества, имеющего такую же организацию познавательных способностей, как у людей. Например, душа и Бог, по самому существу своему, т. е. по самому понятию о них, не могут быть восприняты в опыте, пока орга­ низация наших познавательных способностей остается такой же, какова она у нас сейчас, так что эти предметы остаются вне пределов всякого возможного опыта. Их нельзя воспринять в опыте, никогда и ни при каком изощрении на­ шей восприимчивости. Следовательно, это трансцендентные предметы. Пред­меты же, находящиеся на Марсе, составляют имманентные предметы; ибо хотя они никогда не воспринимались и, по всей вероятности, никогда не будут восприняты в опыте, но они все-таки остаются в пределах возможно­ го опыта, потому что они могли бы восприниматься нами без всякой пере­мены наших познавательных способностей. Например, если бы мы пере-


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!