Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 166 страница



 

Ввиду таких задач старая психология постоянно служила ареной для бесплодной борьбы материализма со спиритуализмом

с психофизическим монизмом. Объяс­ ним, кстати, в чем состоят эти учения.

 

Материализмом называется отрица­ ние самостоятельности духовного начала, т. е. существования души, вследствие чего материализм утверждает, что все душев­ ные явления продукты одной только ма­

 

терии, именно материи, организованной в виде головного мозга. Он под­тверждает себя указанием на связь душевных явлений с материальными, на то, что возникновение первых зависит от возникновения вторых, причем эту зависимость он истолковывает как причинную. Этим-то истолковани­ ем материализм и объясняет тот факт, что всякое душевное явление ока­ зывается в связи с материальным. Но как объяснить случаи обратной зави­ симости — телесных явлений от душевных, например, когда хотение рождает движение? Материализм считает зависимость материальных яв­ лений от душевных всего только кажущейся: один и тот же мозговой про­ цесс порождает одновременно и хотение, и движение. Но так как мы со­ знаем лишь хотение и движение, а того мозгового процесса, который порождает и то и другое, не сознаем, то нам кажется, будто бы хотение — причина движения. Точно так же и такие случаи, как исцеление верой, лег­ ко, по мнению материалистов, объяснить тем, что вера порождается опре­ деленными мозговыми процессами: они-то и вызывают телесное исцеле­ ние, а не само психическое состояние, называемое верой.

 

Спиритуализмом называется учение, допускающее существование самостоятельного, несводимого на материальное, духовного начала,

 

е. существование духовных сущностей. Употребляя это слово, надоне упускать из виду, что есть учение ненаучного характера, называемое спиритизмом. Так как оно не пользуется успехом, а спиритуализм находит всегда множество поклонников, то спириты, чтобы как-нибудь помочь спи­ ритизму, стали в последнее время и его называть спиритуализмом, на что они, конечно, не имеют никакого права. Ведь термин «спиритуализм» дав-


 

369


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

но уже приобрел исторически установившееся значение, нисколько не со­ впадающее с спиритизмом.

Спиритуализм встречается в философии в трех видоизменениях, имен­ но: в виде дуализма, панпсихизма и идеализма.

 

Дуализм, иначе — дуалистический спиритуализм, учит, что ду­ховные сущности существуют наряду с материальными и что чело­ век состоит из двух сущностей: материи и души.

 

Дуализм для своего оправдания опирается на факт разнородности ду­шевных явлений с материальными. Например, никто не усомнится, что мысль о столе и самый стол или другое материальное явление — вещи, совершенно разнородные. Отсюда дуализм заключает, что душевные яв­ ления непременно должны порождаться такою сущностью, которая со­ вершенно не похожа на материю и которая для отличия от материи должна называться душой. Но так как душа находится в связи с телом, то и всякое душевное явление должно возникать не иначе как в связи с каким-нибудь определенным телесным явлением. Такова суть дуалистического направ­ ления в психологии. К этому надо добавить, что некоторые дуалисты по­ лагали, что душа оказывается организующим тело началом, что она его орга­ низует так, чтобы оно служило ей орудием или органом для ее действий на внешний мир.

Панпсихизм учит, что существуют только духовные сущности,а материальных нет, именно: в основе каждой внешней вещи, каж­ дого тела лежит комплекс духовных сущностей, который только кажется материальным нашим внешним чувствам. Поэтому нам только кажется, будто бы весь мир распадается на две стороны — материальную и духовную; на самом же деле этого в действитель­ ности нет. И так как этот взгляд утверждает, что повсюду разлита духовная жизнь, то он и называется панпсихизмом, т. е. повсюдная духовность, вседушие.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!