Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 162 страница
Гуссерль проводит параллель между математикой и феноменологией. Как та, так и другая имеют своим предметом идеальные возможности, со вершенно не заботясь о их реальности. Общим является также их аподик тическая достоверность. Так как различие между науками о фактах и на уками о сущностях он иллюстирует примером математики, то получается впечатление, как будто между феноменологией и математикой нет ника кого существенного различия, между тем как на самом деле оказывается, что между ними имеется очень существенное различие. Именно феноме нология как описательное учение о сущности переживаний есть наука де скриптивная, и именно этим она отличается от математики, характерным для которой является точность2. «Точные и чисто описательные науки, хотя
|
|
связываются друг с другом, говорит Гуссерль в другом месте, но они не могут выступать одна вместо другой »3. Общим для математики и феноме нологии является то обстоятельство, что феноменология и математика не имеют дела с реальными фактами и не заботятся о существовании фактов. Геометрия и феноменология как науки чистой сущности не знают никаких установлений относительно реального существования. С этим находится в связи то обстоятельство, что для них фикции дают лучшие основы, чем данности восприятия и опыта4.
|
|
|
|
Таким образом, взгляд Гуссерля на отличие феноменологии от психо логии совершенно ясен, но некоторые пункты его аргументации здесь, как
выше, вызывают недоумение и прежде всего вопрос об отличии восприя тия «сущности» от восприятия «общего».
|
|
Правда, с ним нельзя не согласиться, когда он отличает те положения, которые являются результатом постижения сущностей и которые имеют
Berichtetiber den VI Kongress Psychologie. 1914, II.Theil. сбр. 144-145.
Id. 138-139.
Id. 138-139.
Id. 158.
363
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
аподиктически достоверный характер, и те положения, которые, хотя име ют общий характер, однако лишены такого характера, но все же у Гуссерля не проводится ясного различия между познанием общего и познанием сущ ности.
Гуссерль утверждает, что феноменология поставляет своею целью созерцать сущности. Сущности, как мы видели, не суть ни фактическое, ни реальное. Гуссерль думает, что это составляет существенное отличие фе номенологии от психологии, которая есть наука о фактическом и о реаль ном. На это можно заметить, что и психология не ограничивается только лишь описанием единичных переживаний в их конкретной действительно сти. Она также стремится к отысканию общего, и это общее, как все общее, имеет вневременной характер. В самом деле, мы в психологии говорим о воле вообще, о представлениях вообще, а не о каких-либо конкретных про явлениях воли, ни о каких-либо конкретно данных представлениях· Так как вневременность и, по Гуссерлю, является главным признаком сущно сти, то делается ясным, что мы и в психологии стремимся к познанию сущ ности явлений. В этом смысле задачи психологии и задачи феноменологии являются тождественными. Но мы видели, что, собственно, хочет сказать Гуссерль. По его мнению, общее познается из индукции, а сущность из интуиции, причем интуиция как процесс совершается непосредственно, и в акте интуиции познание сущности совершается адекватно.
Но действительно ли акт интуиции совершается так непосредственно, как это представляется Гуссерлю? Мне кажется, нет, и в этом нетрудно убедиться, если мы рассмотрим, каким образом осуществляется процесс интуиции сущности. Если рассматривать этот процесс с чисто психологи ческой точки зрения, то придется признать, что аналогия с интуицией ин дивидуального предмета совсем неверна.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 46; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!