Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 160 страница



 

Можно было бы думать, что то, что Гуссерль называет сущностью, есть не что иное, как общее в противоположность индивидуальному. Это предположение может привести к решительно неверному пониманию Гус­ серля. Поэтому чрезвычайно важно подчеркнуть, что, по Гуссерлю, позна­ ние сущности совсем не то же самое, что познание общего. Их отличает то, что Гуссерль называет эйдетической всеобщностью. «Не следует смеши­ вать безграничную общность законов природы с общностью сущности (Wesensallgemeinheit). Предложение: «все тела тяжелы» не имеет без­ условной всеобщности эйдетических общих предложений, поскольку оно, согласно своему смыслу, как естественному закону, влечет за собою поло­ жение бытия, и именно в самой природе, в пространственно-временной действительности. Все тела в природе, все действительные тела тяжелы. Наоборот, предложение: «все материальные вещи протяженны» — имеет эйдетическую общность и может быть понимаемо как чисто эйдетическое. Оно высказывает то, что основывается на сущности материальной вещи и на сущности протяженности и что мы понимаем как безусловную обще­ значимость»3. Если мы говорим, что «цвет вообще отличается от тона во­ обще», то мы имеем примеры суждения, имеющего сущностную общность.

 

Проблему реальности сущностей см. у Gomperz'a Weltanschauungslehre. 1908. Zweiter Band.

Ib. 12-13.

Ib. 16.


 

360


ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...

 

Приведенные примеры ясно показывают, что эйдетическое познание отли­ чается от познания просто общего тем, что его положения аподиктически достоверны.

 

Из этого различения познания общего от познания сущности мы мо­ жем получить некоторое представление о том, что Гуссерль под сущно­ стью понимает не просто общее, как это может показаться с первого раза. Вопрос о характере реальности, присущей сущности, может выясниться в том случае, если мы выясним, что понимает Гуссерль под интуицией сущ­ ности, по-видимому, по аналогии с интуицией индивидуального.

 

Что Гуссерль понятие интуиции употребляет в смысле, совершенно отличном от обычного понимания, показывает то обстоятельство, что он признает наличность категориального созерцания, в котором совершенно не имеется налицо какое бы то ни было созерцание. «Предмет с этими ка­ тегориальными формами не только мыслится, но именно созерцается или воспринимается»1. Из этого можно видеть, что, по Гуссерлю, для законо­ мерного употребления понятия интуиции нет надобности в каком-нибудь чувственном содержании или вообще в каком бы то ни было содержании; что можно созерцать (применяясь к обычной терминологии) какую-нибудь мысль, а так как сущности суть именно идеальные реальности, то само со­ бою разумеется, что интуиция их может осуществляться так же, как и ин­ туиция единичных вещей. Та наука, которая познает эти идеальные сущно­ сти, и есть феноменология.

 

Остановимся на рассмотрении того вопроса, который представляет для нас наибольший интерес — именно на вопросе об отношении и между феноменологией и психологией. Между ними, как мы видели выше, то об­ щее, что как та, так и другая имеют своим предметом сознание. Несмотря на такую общность предмета, между психологией и феноменологией оста­ ется непроходимое различие, заключающееся в том, что первая есть наука о фактах, а вторая есть наука о сущностях.

 

Но что Гуссерль понимает под фактами в отличие от сущности?

 

Под фактами Гуссерль понимает то, что имеет индивидуальное вре­ менно-пространственное существование, что существует как нечто, что есть


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 43; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!