Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 159 страница



 

Der Formalismus und die materiale Wertethik в: Jahrbuch fьr Philosophie und phдnom. Forschung. Erster B. IL Th. C. 447.


 

2

 

3


 

Phil. 320.

Ib. 9.


 

358


ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...

 

альное событие имеет свою сущность, которая может быть постигнута в эйдетической чистоте1. «Для того чтобы понять общие различия сущнос­ ти, например, между цветом и тоном, между восприятием и волей, вполне достаточно, чтобы мы имели примеры на самых низших примерах ясности. Дело обстоит таким образом, как если бы в них было полностью дано са­ мое общее, род (цвет вообще, тон вообще)»2.

 

Таким образом, по пониманию Гуссерля, в единичном уже содержит­ ся общее. При таком допущении становится понятным процесс созерца­ ния сущностей. Если общее содержится в единичном, понятно, почему при содержании единичного можно созерцать и общее.

 

Каково отношение между созерцанием индивидуального и созерца­ нием сущности?

 

«Своеобразное свойство созерцания сущности заключается в том, что

 

основе его лежит главная часть индивидуального созерцания, именно про­ явление, обнаружение индивидуального...

 

Никакое созерцание сущности невозможно без свободной возмож­ ности обращения взора на соответствующее индивидуальное и без образо­ вания экземплярного сознания (exemplarischen BewuЯtseins); равным об­ разом и наоборот, никакое индивидуальное созерцание невозможно без свободной возможности осуществления идеации и направления в ней взо­ ра на соответствующие сущности, проявляющиеся в индивидуальном»3.

 

Такова неразрывно тесная связь между индивидуальным и сущностью, между индивидуумом и родом. В другом месте Гуссерль прямо рассматри­ вает вопрос о наличности рода в виде, и именно в каждом виде содержится более высокий род. «В частных сущностях содержится более общая не­ посредственно или посредственно, в том смысле, что она может постигать­ ся в своей своеобразности в эйдетической интуиции... Эйдетическое еди­ ничное включает в себя все общности, лежащие над ним, которые, в свою очередь, по ступеням (stufenweise) лежат друг в друге, именно более высо­ кое в более низком»4.

 

Выяснив таким образом отношение между индивидуальным и сущно­ стью, вернемся к вопросу о восприятии сущности. Как мы уже видели, сущ­ ность является предметом созерцания, аналогичного тому созерцанию, которое имеет место в процессе восприятия индивидуальных предметов. «Эмпирическое созерцание, специально опыт, есть сознание индивидуаль­ ного предмета. Совершенно таким же образом созерцание сущности есть сознание о чем-то, о предмете, о нечто, на которое направляется его взор».

 

Ib. 60.

Ib. 129.

Id. 12.

Id. 25-26.


 

359


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

Следовательно, сущность есть предмет. Это вполне ясно из всех предше­ ствующих рассуждений Гуссерля; остается неясным только характер ре­ альности, который можно приписать сущности1. Сущности, разумеется, не присуща реальность чувственных предметов, но характер реальности сущности выясняется до некоторой степени в том случае, если мы обратим внимание на то, что познание сущности не зависит от познания фактов,

 

это указывает на идеальный характер бытия сущности. «Эйдос, чистая сущность, может экземплифицироваться интуитивно в данных опыта,

 

данных восприятия, воспоминания, равным образом в данностях просто фантазии. Сообразно с этим мы можем познать сущность непосредствен­ но, исходя из соответствующих созерцаний опыта, равным образом мож­ но познать, исходя от созерцаний не опытных, не схватывающих бытие, но от только воображающих. Если мы в свободной фантазии созидаем какие-либо формы пространства, мелодии, социальные процессы и т. п. или пред­ ставляем акты испытывания удовольствия или неудовольствия, хотения и т. п., то в них мы можем посредством идеации созерцать различные чис­ тые сущности непосредственно и в некоторых случаях даже адекватно, будет ли то сущность пространственного образа, мелодии, социального процесса вообще2.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!