Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 158 страница



 

Но следует обратить внимание на то, какого рода реальность приписыва­ ет им Гуссерль. Они, бесспорно, реальны, в противном случае они были бы просто ничто, но только им присуща реальность особого рода.

Понятие предмета, в смысле Гуссерля, есть понятие чего-то ирреального,

 

поэтому, по Гуссерлю, предметом феноменологии является ирреальное. «Фено­ мены трансцендентальной феноменологии характеризуются как ирреальные». Феноменология должна быть учением о нереальных феноменах. «Все трансцен­ дентально очищенные "переживания" суть ирреальности, поставленные вне всяко­ го подчинения действительному миру. Именно эти ирреальности и исследует фе­ номенология, но не как отдельные единичности, но в "сущности" »3.

Познание сущностей в смысле эйдосов происходит при помощи процес­ са, который Гуссерль в «Логических исследованиях » называл идеацией, и ко­ торый он впоследствии стал называть интуицией сущности (Wesensanschauung

Wesenserschauung4). Этот последний процесс он описывает следующим об­ разом: «Сущность (эйдос) предмет особого рода. Подобно тому как данное индивидуального или опытного созерцания (erfahrende Anschauung) есть ин­ дивидуальный предмет, так данное созерцания сущности есть чистая сущ­ ность»5. Между индивидуальным предметом и между сущностью есть то об­ щее, что и то и другое есть предмет. Вследствие этого между созерцанием сущности и созерцанием индивидуального «есть не только внешняя аналогия, но радикальная общность. Созерцание сущности есть именно созерцание (Anschauung), подобно тому как эйдетический предмет есть именно предмет »6. Познание сущностей можно иллюстрировать при помощи следующего при-

 

Id. 40-41.

Ib. 42.

Ib. 4.

Id. 11.

Ib. 10-11.

Ib. 11.


 

357


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

мера. При помощи воображения мы можем вызвать в нашем сознании явле­ ние, которое имеет не индивидуальный характер, т. е. имеет значение не како­ го-либо частного факта, а родовой характер, именно характер сущности. Если мы, например, утверждаем, что желтый цвет светлее красного, то это есть результат сравнения между понятиями, являющимися выражениями сущ­ ности явлений.

 

Каково отношение между индивидуальным и общим в процессе созерца­ ния сущности? На этот чрезвычайно трудный вопрос категорический ответ дает Шелер1. «Сущность не есть ни общее, ни индивидуальное. Сущность крас­ ного, например, дается как в общем понятии красного, так равным образом в каждом воспринимаемом оттенке этого цвета. Только отнесение к предме­ там, в которых проявляется какая-либо сущность, производит различие меж­ ду общим и индивидуальным значением. Так сущность становится общей, ког­ да она во множестве различных вещей тождественным образом проявляется в форме: все, что "имеет" или "носит" эту сущность. Но она может составлять сущность какого-либо индивидуума, не переставая при этом быть сущнос­ тью». Эта сущность и является предметом интуиции.

 

Такое истолкование отношения между общим и индивидуальным мы находим и у Гуссерля. Он также признает эту связь между единичным и общим. «Феномены», по выражению Гуссерля, не суть природа, т. е. это не суть какие-либо постоянные предметы с пространственно-временным ме­ стом, но они имеют сущность, схватываемую в непосредственном созерца­ нии и охватываемую адекватно. Эта сущность обща. Вследствие этого воз­ можно созерцание общего. «Всякое полагание в определенном месте, следовательно, всякая индивидуальность принадлежит природе. Поэтому чистое созерцание сущности, не делающее никаких позаимствований от природы, является при необходимости созерцанием общего»2. Между сущ­ ностью и фактом есть неразрывная связь. «Индивидуальный предмет не есть вообще только лишь индивидуальное, одноразовое (einmaliger), он имеет в самом себе (in sich selbst) определенную своеобразность, свое учас­ тие (Bestand) в существенных предикабилиях, которые должны быть ему присущи (как сущему, как оно есть в самом себе). Так, например, каждый тон сам по себе имеет сущность и самую общую сущность тона вообще или вообще акустическое». Это есть момент, который благодаря срав­ нению может быть усмотрен в индивидуальном тоне. «Равным образом, каждая материальная вещь имеет свою собственную сущность, "матери­ альную вещь вообще, материальность вообще" и т. п.»3 Каждое индивиду-


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 50; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!