Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 157 страница



 

чего-либо. У Гуссерля, как раз наоборот, психический феномен потому именно и есть феномен, что он совершенно не проявляется. О термине «феномен » см.: Natorp. Allgemeine Psychologie. С. 109.

Ib. 312-313.

Id. 66.

PhU.31cp.Id.81.

Ib. 315.

 

12*                                                                    355


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

го не имеет с эмпирическим обобщением, потому что положения, получа­ ющиеся в результате этого последнего, не имеют аподиктически достовер­ ного характера.

 

Следует отметить весьма существенную черту созерцания сущности. Это последнее хотя и схватывает сущность, но ни в коем случае не предполагает бытия этой последней. Предметом созерцания может быть даже чистая фан­ тазия, которая не содержит в себе никакого бытия. Но, несмотря на то, что созерцание сущности не предполагает бытия этой сущности, из созерцания сущности образуется абсолютно общеобязательное познание благодаря тому, что в состав суждений входят адекватно образованные понятия. Такие сужде­ ния выражают отношение между сущностями или идеями. Раз идеи имеют абсолютный характер, то и суждения, выражающие отношения между ними, должны иметь абсолютный характер1.

 

На первый взгляд может показаться, что феноменологическое созер­ цание есть то же самое, что просто самонаблюдение или внутренний опыт. На самом деле между ними имеется коренное различие. В интуиции мы созерцаем сущности, между тем как во внутреннем опыте, понимаемом в обыкновенном смысле, мы воспринимаем только единичные переживания. «Не следует, — говорит Гуссерль, — смешивать феноменологическое созер­ цание с самонаблюдением, с внутренним опытом, коротко говоря, с актами, которые, вместо сущностей имеют дело с индивидуальными единичными ве­ щами (Einzelheiten), соответствующими сущностям»2.

 

Сущности Гуссерль еще иначе называет «эйдос».

 

Что такое «эйдос», если его перевести на общепринятый язык? Мне ка­ жется, что для того, чтобы понять что такое сущность, или эйдос, просто нуж­ но подумать о платоновских идеях, внеся соответствующие поправки, соглас­ но указаниям Гуссерля3. По мнению Гуссерля, сущность есть предмет (Gegenstand), но предмет не реальный, а идеальный. Эту идеальную реальность он поясняет аналогией с реальностью математических идей, относительно ко­ торых мы совсем не поставляем вопроса, существуют ли они объективно ре­ ально. Мы мыслим такие предметы как число, пространство, время. Это не суть просто представления, а это суть предметы. Например, число «два » есть такого рода предмет, но ему не присуща реальность в обычном смысле слова. Вот в каких выражениях об этом вопросе говорит сам Гуссерль: «Предмет и реальное, действительность и реальная действительность не одно и то же. По­ этому можно сказать, что действительно "существует" (ist) качество тона С, которое в ряду тонов есть нумерически единственный член, или существует число "два" в ряду чисел, фигура круга в идеальном мире геометрических об-

 

Ib. 316.

Phil. 318.

См. Id. 10 и след.


 

356


ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...

 

разов, любое предложение в "мире" предложений, коротко говоря, все воз­ можное идеальное есть предмет... В действительности все видят "идеи" и "сущ­ ности", они оперируют с ними в мышлении, образуют суждения о сущности и только отрицают их существование с точки зрения гносеологии »*. Но не сле­ дует думать, что эти идеи суть только лишь психические образы, они именно, по мнению Гуссерля, суть предметы. «Представление числа не есть само чис­ ло, оно не есть "два", этот единственный член числового ряда, который, как все подобные члены, есть вневременное бытие. Обозначать их поэтому как психи­ ческий образ есть бессмыслица»2. То есть, другими словами, по мнению Гус­ серля, нужно отличать между числом как известным умственным образова­ нием и числом как предметом, хотя этому последнему и не присуща реальность предметов чувственного мира.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!