Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 155 страница



 

 

Hering. Lehre vom Lichtsinn. 1878. С. 57.


 

352


ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...

 

ОБ АНАЛИТИЧЕСКОМ МЕТОДЕ В ПСИХОЛОГИИ 1 . СТАТЬЯ 2-Я

 

Чтобы полнее характеризовать сущность и значение аналитическо­ го метода в психологии, мы рассмотрим отношение его к т. наз. феноме­ нологическому методу, применение которого рекомендуется Э. Гуссер­ лем и его школой. Для этого нам придется рассмотреть отношение психологии к той философской дисциплине, которая Гуссерлем назы­ вается чистой феноменологией и которую в настоящее время некото­ рые ставят наряду с этикой, эстетикой, педагогикой. Хотя для нас в этом смысле является очень важным рассмотрение вопроса о том, что такое феноменология, но я ближайшим образом остановлюсь на рассмотре­ нии вопроса о сущности феноменологического метода для изучения пси­ хического бытия2.

 

Следует прежде всего отметить, что феноменологический метод изучения или феноменологическое рассмотрение психического бытия отнюдь не является чем-нибудь абсолютно новым в современной фило­ софии. Он применялся, как мы увидим ниже, и прежде, но только у Гус­ серля принял систематическое и принципиальное значение.

 

Что же такое феноменология и что является предметом ее? В своей статье «Философия как точная наука» Гуссерль говорит, что предме­ том феноменологии является изучение чистого сознания3.

 

На первый взгляд может казаться, что так как феноменология име­ ет своим предметом изучение сознания, то она есть то же самое, что и психология, но на самом деле феноменология совершенно отличается от психологии. В то время как психология есть наука естественная, фе­ номенология имеет своим предметом сущность сознания и для изуче­ ния этой последней пользуется совсем особым методом. Само собою разумеется, что феноменология и психология должны стоять в близ­ ком отношении друг к другу, поскольку обе они имеют дело с сознани­ ем в различных отношениях, или, как Гуссерль это выражает, имеют дело с сознанием в различной установке. «Психология имеет дело с эмпирическим сознанием, с сознанием в установке опыта, как существу-

 

 

Психологическое обозрение. II. Ч. 3-4.1918. С. 451-468.

См. Husserl. Logische Untersuchungen В. I—II. 1900-1904. Статья: Philosophie als strenge Wissenschaft в. журн.Logos. Β. 1.1910-1911. Heft 3; статья Ideen zu einer reinen Phдnomenologie und phдnomenologischen Philosophie в Jahrbuch fьr Philosophie und phдnomenologische Forschung. 1913. Erster Band. Th. I.

Phil. 302.

 

12 Российская психология 353

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

ющим в связи природы, наоборот, феноменология имеет дело с чистым сознанием»1.

 

Это различие между чистым сознанием и эмпирическим не следует упускать из виду. Современная психология вследствие смешения чи­ стого сознания с эмпирическим и происходящего вследствие этого устранения анализа чистого сознания в своих исследованиях должна довольствоваться такими грубыми понятиями психических классов, как «восприятие», «узнавание», «высказывание», «ожидание», «забвение»

 

т. п. Между тем, если применять феноменологический метод при изу­ чении сознания, то можно прийти к очень тонкому различению явлений сознания2.

Есть целый ряд понятий, которые ни в коем случае не могут быть по­ лучены путем эмпирического анализа, применяемого обыкновенно в пси­ хологии. Между тем подобно тому, как физика не может довольствовать­ ся обиходными понятиями тяжести, теплоты, массы и т. д., так и психология, если желает быть точной, не может довольствоваться теми понятиями, которые могут быть получены путем эмпирического анализа,

 

должна стремиться к методической разработке, достижимой только лишь при применении феноменологического метода3.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!