Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 150 страница
Отграничениеумозаключенияотединичногокобщемукакпризнака аналитическогопо знания, вотличие отмногократного наблюдения как признака индуктивного познания, может вызвать возражение, потомучто не всегда индуктивное познание предполагает многократноеповторениеизучаемогоявления,абываютпознания,виндуктивномхарак тере которыххотямы и несомневаемся, однаковкоторыхумозаключениепроизводится равнымобразом отединичного случая. При некоторыхобстоятельствахдля получения определенного вывода вполнедостаточно немногих, илидаже одногоэксперимента. Это бываетвтомслучае, когдаотнеобозримогоколичестваобстоятельств,связанныхсизуча емымявлением, мы можем выделитьте обстоятельства, которые совершенно не имеют никакогозначениядляизучаемогоявления.Втожесамоевремямыотмечаемтенеобходи мые условия, без которых не оказалось бы возможным изучаемое явление. Произведя такое элиминирование,мы будем иметьслучай, когдадостаточно будетсделать одно на блюдение для того, чтобы из него сделать вывод, имеющий общее значение. Например, когдамыутверждаемчто-либо о свойствахвсех газов послетого, как мы произвели один экспериментнадоднимкаким-либогазом. Самособоюразумеется, когдамыделаемтако го рода заключение, то мы убеждены, чтотот газ, над которым мы производим экспери мент,содержитвсебесвойства всехгазов. Здесьмы имеем случайумозаключения, когда применяется одинаково как индуктивный,так ианалитическийметод.
|
|
|
|
|
|
346
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
|
|
обще можно сказать, что все то, что в психологии изучается путем наблюде ния, эксперимента есть предмет индукции, а так как большинство психоло гических вопросов как раз именно таковы, что исследуются путем наблюде ния множества сходных случаев, и эксперимент равным образом имеет целью произвольное созидание множества сходных случаев, то установилось мне ние, что в психологии единственный метод исследования — это индуктив ный.
Но есть вопросы, которые по самому существу своему не могут быть разрешены методом индукции и которые для своего разрешения нуждают ся именно в применении аналитического метода. Предположим, нам нуж но решить вопрос, относятся ли «ощущение звука» и «волевое усилие» в один и тот же класс, или же они, может быть, настолько различны, что не могут быть относимы в один класс душевных переживаний. Этот вопрос не может быть разрешаем путем наблюдения ряда сходных переживаний. Здесь нет никаких оснований для обобщения. Поэтому здесь нет места для применения индукции. & АЯ т о г о чтобы разрешить указанный вопрос, нам нужно только просто произвести сравнение двух указанных переживаний. Нам нет надобности искать случая много раз наблюдать сходство или раз личие между ощущением звука и волевым усилием, но с одного раза, как только мы сопоставим «ощущение звука» и «волевое усилие», мы тотчас же устанавливаем между ними различие или сходство. Или, положим, нам нужно разрешить вопрос, может ли цвет быть без протяженности. Для раз решения этого вопроса нет надобности производить ряд наблюдений или ряд экспериментов; достаточно одного случая сопоставления в сознании протяженности и цвета для того, чтобы убедиться, что цвет не может быть без протяженности. Тот процесс, который имеет место в данном случае и который мы обозначаем термином «анализ», применяется вообще в том случае, когда нужно установить, например, тождество, различие и т. п. Та кого рода отношение устанавливается благодаря процессу сравнения, упо добления и т. п.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!