Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 151 страница
Процессы сравнения, уподобления и т. п. психических переживаний, совершающиеся на непосредственно данных состояниях сознания, можно назвать непосредственным усмотрением. Положениям, получающимся в результате непосредственного усмотрения, присуща аподиктическая до стоверность, и этим они отличаются от результатов индуктивных обобще ний, которым присуща только относительная достоверность. В случаях непосредственного усмотрения устанавливаются необходимые соотноше ния между теми или другими свойствами, которые и получают свое выра жение в аподиктически достоверных положениях. Если, например, я рас сматриваю красный, белый и желтый цвета и нахожу, что желтый цвет имеет больше сходства с белым, чем красный, то такое суждение является ре зультатом непосредственного усмотрения.
|
|
|
|
347
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Таково применение аналитического метода при исследовании. При менение этого метода связано с трудностью, которая нуждается в разъясне нии.
На основании непосредственного усмотрения различия между пере живанием красного цвета и зеленого мы утверждаем, что вообще красный цвет отличается от зеленого, и утверждаем это на основании однократного сопоставления красного цвета с зеленым. Если действительно мы произво дим сравнение между двумя индивидуальными переживаниями, то почему наше утверждение приобретает общий характер и почему сравнение, про изведенное на двух индивидуальных случаях, имеет аподиктически досто верный характер. Это вполне основательное сомнение разрешается тем, что в данном случае, хотя и кажется, что сравнение производится над ин дивидуальными переживаниями, на самом деле эти переживания имеют не индивидуальный характер, а именно общий. Если на основании непосред ственного усмотрения мы утверждаем, что красное отличается от зеленого, то утверждение это не является результатом сравнения этого индивидуального красного с этим индивидуальным зеленым, а такого представления зеленого и представления красного, которые выражают сущность красного и зелено го. Когда мы желаем определить отношения между красным и зеленым, то мы должны взять хотя бы индивидуальный красный цвет, но такой, чтобы он являлся образцом для всех красных цветов, и такой индивидуальный зеленый цвет, который являлся бы образцом для всех зеленых цветов, что бы он воплощал в себе все существенное, что присуще красному цвету. Этот красный цвет рассматривается не как что-либо индивидуальное, а как сущность красного цвета. Только в том случае, если сравнение произво дится над такими переживаниями, которые воплощают в себе сущность того или иного переживания, оно может привести к аподиктически досто верным положениям. Такие индивидуальные случаи, являясь предметом сравнения, выражают собою целый класс; они служат для того, чтобы дать наглядное представление о связи свойств и закономерности этих связей в изучаемом классе душевных переживаний. Раз мы имеем такой случай, то мы зараз, в один прием, можем усмотреть соотношение между свойствами изучаемого класса явлений, причем усмотренное нами в одном случае бу дет иметь значение навсегда. Мы можем еще раз рассмотреть это отноше ние и еще раз его констатировать, но это констатирование ничего не приба вит к достоверности по сравнению с тем, что мы имели от разового рассмотрения.
|
|
|
|
Это обстоятельство создает огромное различие между индуктивной психологией и аналитической. В то время как в индуктивной психологии необходимо многократное повторное наблюдение известной связи явле ний для того, чтобы сделать какой-либо вывод, при применении анализа в этом не имеется надобности. Одного наблюдения, или, вернее, одного слу-
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 46; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!