Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 156 страница
На вопрос о сущности феноменологического метода мы получим ответ, если обратим внимание на то коренное различие, которое суще ствует между изучением физической природы и между изучением пси хического бытия. Когда мы изучаем физическую природу, то мы стре мимся к тому, чтобы определить, что есть изучаемая нами природа на самом деле, в действительности. Для достижения этой цели мы устра няем все то, что имеет характер субъективный, но все же мы поставлен ной цели не достигаем. Все, что мы имеем при изучении природы, есть не что иное, как только лишь явление или проявление именно природы4.
|
|
Совсем иначе обстоит дело с психическим бытием. «В психической сфере не существует никакого различия между явлением и бытием». Если природа есть бытие, которое проявляется в явлениях, то этого совершенно нельзя утверждать относительно психического бытия. Здесь явление и бытие совпадают друг с другом. Психические феномены не суть проявле ние чего-либо, они суть именно просто феномены. Гуссерль называет фе номеном то, что не проявляется5.
|
|
Ib. 302.
Ib. 303.
Ib. 307.
Ib. 311.
Ib. 312. Следует в этом месте отметить, что эта терминология Гуссерля противоречит обычной. Именно, по обыкновенному пониманию, феномен есть явление, проявление
|
|
354
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
Из такого различия между предметами наук о природе и психологии следует и вполне понятное различие в их познаваемости. Психическое бы тие мы испытываем не как что-либо проявляющееся, оно есть просто извест ное «переживание», созерцаемое в рефлексии; оно постигается само по себе, а не как проявление чего-либо1.
|
|
Познание физического всегда имеет «интенциональный » характер, т. е. полнота нашего знания о нем никогда не исчерпывается чувственным со держанием: в нем всегда что-либо подразумевается. То, что мы мыслим, то совсем не исчерпывается представляемым нами. Мыслимое нами всегда полнее представляемого. Представляемое и мыслимое нами не тождествен ны2. Совсем иначе обстоит дело с познанием психического бытия. Здесь то, что вами воспринимается, и то, что нами мыслится, вполне покрывают друг друга. Здесь нет различия между предметом и между тем, что о нем мыс лится.
Созерцание психического бытия мы можем назвать созерцанием им манентного. В имманентном созерцании мы не находим ничего, кроме фе номенов. Феномены не представляют собою природы в том смысле, в ка ком это слово употреблялось нами выше, но они представляют собою сущности, которые мы схватываем в непосредственном созерцании, и при том адекватно. Все высказывания, при помощи которых мы описываем фе номены, делают это при помощи понятия сущности3.
На первый взгляд кажется очень трудным понять, что значит созерца ние сущности. Однако, по мнению Гуссерля, созерцание сущности содер жит не более трудностей, чем просто восприятие. Воспринимаем же мы, например, цвет непосредственно. Так же непосредственно воспринимаем мы и сущность. Мы воспринимаем в непосредственной интуиции цвет и таким же образом воспринимаем сущность цвета, сущность тона, сущность воли и т. п. Этот процесс адекватного познания психических феноменов или сущностей Гуссерль называет также интуицией. Так как в интуиции мы схватываем сущность, то эта последняя представляет собою абсолют но данное. Раз в интуиции мы имеем дело с сущностью, с абсолютно дан ным, то наши высказывания имеют аподиктический, абсолютно достовер ный характер4. Созерцание сущности совершенно не похоже на опыт в смысле восприятия, воспоминания и т. п. актов и совершенно ничего обще-
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!