Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 163 страница
Если под интуицией понимается непосредственное постижение без ка ких-либо промежуточных процессов, то предмет интуиции должен представ лять собою нечто единое, цельное. Все преимущества интуитивного познания заключаются в том, что оно имеет характер непосредственный, абсолютный и адекватный. На непосредственный характер интуиции, по-видимому, указы вает убеждение в реальном существовании сущностей и, кроме того, постоян ное сопоставление интуиции индивидуального и интуиции сущности. Но если
|
|
можно в некотором условном смысле признать, что интуиция индивидуаль ного имеет непосредственный характер, то этого никак нельзя сказать относи тельно интуиции сущности. Хотя Гуссерль употребляет выражение «феноме нологическое созерцание », однако он понимает это созерцание далеко не в буквальном смысле, и Пфендер по этому поводу говорит: «Конечно, феноме нология не заканчивает только лишь простым усмотрением самих вещей, но она предполагает "сравнение" и "различение", "анализирование", "объедине ние" и "устанавливание отношений". Она предполагает это так же, как и вся-
|
|
364
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
кое научное исследование»1. Сам Гуссерль находит, что для осуществления интуиции необходимо сравнение, сопоставление2.
|
|
Предполагаемая Гуссерлем интуиция есть не что иное, как известный конструктивный процесс, который состоит в том, что мы построяем иде альные образы, которые затем иллюстрируются при помощи единичных случаев. Это есть построение в процессе рефлексии.
|
|
Но такого рода построение никоим образом нельзя назвать интуици ей. Так, например, геометрические образы нельзя считать предметами ин туиции в том смысле, в каком таковыми являются предметы чувственной интуиции. При помощи этих образов мыслятся определенные содержа ния, причем мышление их подчиняется определенным нормативным тре бованиям. Такого рода построения могут быть в различных областях по знания, в том числе и в психологии.
Если это признать, то сделается ясным, что едва ли Гуссерль в этом случае вполне закономерно употребляет понятие интуиции. Ведь, по Гус серлю, интуиция что-то схватывает целиком, между тем как в процессе интуиции сущности, по-видимому, нет никакого схватывания, а скорее есть построение. Было бы гораздо правильнее, если бы Гуссерль вместо поня тия интуиции употреблял понятие рефлексии; тогда по крайней мере по средственный характер познания в этом случае не подлежал бы сомнению.
Если принять чисто психологическое объяснение участия рефлексии
созидании идеальных образов3, то станет понятной возможность объяс нения родства математики и феноменологии. Благодаря спонтанному ха рактеру рефлексии мы можем процесс абстракции доводить до желаемой нами границы, мы можем брать то или другое изучаемое нами пережива ние в той чистоте, которая придает этому переживанию характер чего-то абсолютного. Мы идеализуем эти переживания так же, как идеализуем вообще математические образы.
Это психологическое объяснение исключает необходимость онтоло гического допущения каких-либо реальностей. Такое допущение всегда может оставаться гипотетическим. На самом деле, как мы видели, Гуссерль именно допускает реальность сущностей, хотя он и не называет их реаль ность реальностью. Но ведь то, что мы воспринимаем, хотя бы оно и назы валось только предметом, все же есть реальность.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!