Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 164 страница



 

Zur Psychologie d. Gesinnungen стр. 330 в Jahrbuch fur Philosophie und phдnomen.

 

Forschung. Erster. В. I Th.

Phil. 315: «и если мы в чистом созерцании, переходя от восприятия к восприятию, приводим в известность, что есть восприятие, восприятие само в себе это тождествен­ ное любых текучих единичных восприятий, то мы, созерцая, схватываем сущность восприятия ».

 

Об этом см. мою «Проблема восприятия пространства ». Ч. II. С. 376.


 

365


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

Впрочем, заслуга феноменологии Гуссерля заключается между про­ чим в том, что она ищет гносеологических основ для психологии и находит их в тех реальностях, которые она называет сущностями.

 

Спор относительно того, есть ли феноменология психология или нет,

 

данном случае оказывается вопросом терминологическим. Само собой разумеется, что феноменология и психология не покрывают друг друга. Но следует признать, что современная психология имеет в своем содержа­ нии и положения, добытые феноменологически. Это в действительности признает и Гуссерль, когда допускает существование особой эйдетической психологии1. Эта психология должна поставлять своей целью познание сущности психических явлений, но неизвестно, почему Гуссерль утверж­ дает, что эйдетическая психология не то же самое, что феноменология. Из этого следует, что, когда Гуссерль сопоставляет феноменологию с психо­ логией, то он под «современной» психологией понимает только эмпири­ ческую психологию, т. е. психологию, которая содержит только индуктив­ но добытые положения, между тем как на самом деле в современной психологии есть положения, имеющие аподиктически достоверный харак­ тер. Их Гуссерль почему-то исключает из содержания психологии и отно­ сит в область чистой феноменологии. Оттого и кажется, что феноменоло­ гия и психология не имеют ничего общего, в то время как на самом деле психология содержит в себе положения, добытые феноменологическим методом. Поэтому нельзя согласиться с Гуссерлем, когда он говорит, что феноменология вовсе не есть психология. Как легко видеть из предыдуще­ го изложения, феноменология в некоторой своей части покрывается ана­ литической психологией, а метод феноменологии вполне тождествен с ме­ тодом аналитическим.

 

Нет надобности выделять феноменологию из психологии только по­ тому, что ее положения отличаются абсолютной достоверностью, в то вре­ мя как положениям эмпирической психологии присуща относительная достоверность. Ведь классификация должна производиться по предмету,

 

не по достоверности. Правда, в дальнейшем развитии психологии область применения феноменологического метода в психологии значительно рас­ ширится, но все же мне кажется, что не будет оснований для выделения результатов, добытых при помощи этого метода, в отдельную область, ибо феноменология все же есть учение о психическом бытии.

 

Мне еще хотелось сделать замечание относительно отрицательного взгляда Гуссерля на экспериментальную психологию. Касаюсь этого во­ проса потому, что он имеет принципиальное значение. По мнению Гуссер­ ля, экспериментальная психология не может приводить к познанию сущности и потому не может способствовать созданию положений, аподиктически

 

Id. 142 и след.


 

366


ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...

 

достоверных. Следует заметить, что вообще нападки на эксперименталь­ ную психологию основаны у Гуссерля частью на недоразумении, частью на том, что он критикует только вульгарные течения. Само собою разумеет­ ся, с Гуссерлем следует согласиться, когда он утверждает, что экспери­ ментальная психология не может привести к познанию сущности психи­ ческих явлений, но тем не менее следует признать, что экспериментальная психология, научно поставленная, может способствовать разрешению как раз той задачи, которую Гуссерль поставляет феноменологии, — именно точному различению понятий.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!