Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 165 страница



 

Подводя итоги сказанному выше об отношении между феноменоло­ гическим методом и аналитическим, легко выделить, что «феноменологи­ ческий » и «аналитический » — это только лишь два термина для обозначе­ ния одного и того же метода. Феноменологический метод, который Гуссерль один раз называет априорным, как и аналитический, являются одинаково характерными для психологии внутреннего опыта, или психологии само­ наблюдения в собственном смысле слова. И тот и другой метод приводят к аподиктически достоверным положениям. Вследствие этого в известном смысле можно говорить, что при помощи одного и другого метода можно познавать сущность психических явлений.

 

тот и другой метод имеют одинаково основоположное значение, они должны быть положены в основу всех других методов исследования ду­ шевных явлений и в том числе объективно-экспериментальных методов.

Кончу тем, с чего начал первую статью. Современные психологи, пользующиеся объективно-экспериментальными методами, склонны утверждать, что метод внутреннего опыта в собственном смысла слова от­ жил свои дни. Мы видели, что это неверно. Систематизирование, класси­ фикация психических переживаний, психологическая терминология — всем этим мы обязаны применению аналитического метода, как бы этот последний ни обозначался. Так было до сих пор в психологии, так должно быть и на будущее время.


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

А.И. ВВЕДЕНСКИЙ:

 

«НАДО РАЗРАБАТЫВАТЬ ПСИХОЛОГИЮ

БЕЗ ВСЯКОЙ МЕТАФИЗИКИ»

 

г^ Введенский Александр Иванович (1856-1925) — философ, логик, психолог. Ученик

 

М.И. Владиславлева. В философии — последователь

 

Канта. Психологию понимал как эмпириче­ скую науку о фактах сознания, не выходящую за

 

I пределы чувственного опыта. В 1892 г. в составе шш«О пределах и признаках одушевления» высту­пил с так называемым «психофизиологическим законом А.И. Введенского», в котором доказы­ вал невозможность найти объективные призна­ ки одушевленности. В то же время допускал факт существования чужой душевной жизни, который

 

обосновывал посредством обращения к нравственному чувству. Выступ­ ление Введенского вызвало большую полемику в журнале «Вопросы фи­ лософии и психологии» (кн. 18 и 19 за 1893 г.), в которой участвовали Э.Л. Радлов, Н.Я. Грот, кн. С.Н. Трубецкой, П.Е. Астафьев, Л.М. Лопа­ тин. Ученик Введенского М.М.Бахтин (1895-1975) под влиянием этой полемики развил диалогическую концепцию о человеке и о его познании через поступок и слово.

 

ПСИХОЛОГИЯ БЕЗ ВСЯКОЙ МЕТАФИЗИКИ 1

 

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ

ЗНАЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

подавляющего большинства представителей современной психоло­ гии можно подметить, что ее предмет и задачи не соответствуют ее назва­ нию. Слово «психология » в переводе с греческого означает учение о душе. Прежде, с того самого времени, как возникла психология, вплоть до вто­ рой половины XIX в., она действительно стремилась к тому, чтобы быть учением, либо утверждающим, либо отрицающим существование души. Она, конечно, изучала и душевные явления (ощущения, воспоминания, об­ разы фантазии, разные другие мысли, хотения, страсти, чувства и т. п., сло­ вом — явления, которые отличаются тем, что они сознаются нами во время

 

ВведенскийА.И. Психология без всякой метафизики. Пг., 1915. С. 1-22; 74-77.


 

368


ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...

 

их переживания), но не столько ради них са­ мих, сколько в виде средства для разреше­ ния вопроса о душе. Ее задачи были таковы: решить, есть ли душа или нет, и если есть, какова она по своей природе, и уже исходя из этого решения объяснить весь мир ду­ шевных явлений и их отношения к телес­ ным.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!