Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 168 страница
Здесь кстати указать для лучшего уяснения только что сказанного, чем логика отличается от психологии мышления, которая тоже изучает мышление, так что, по-видимому, логику следовало бы рассмотреть как
371
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
часть психологии, именно как психологию мышления. Но дело в том, что психология, будучи естественной историей душевных явлений, изучает мышление с той же точки зрения, как и все остальные душевные явления: явления памяти, чувствований и т. д., т. е. просто как один из фактов ду шевной жизни, без всякой оценки его с точки зрения его правильности или неправильности, как орудия для приобретения знания. Она только описы вает явления мышления, разлагает их на составные элементы, выясняет законы, управляющие влиянием мышления на другие душевные явления и его зависимостью от них и т. п., но она не интересуется ни тем, каковы долж ны быть целесообразны, т. е. правильные приемы мышления, ни тем, в чем состоят ошибки при употреблении этих приемов и т. д., ни, вообще, какова роль мышления в развитии знания. Логика же, напротив, имеет в виду преж де всего оценить 9 насколько целесообразные различные приемы мышле ния, т. е. какие из них можно считать правильными, пригодными для рас ширения знания, а какие ошибочными и т. д. Зато она вовсе не интересуется вышеуказанными вопросами о мышлении.
|
|
|
|
|
|
Изучая одни лишь душевные явления, и притом безоценочным обра зом, современная психология, конечно, должна иметь в виду следующие задачи:
Прежде всего она старается выследить до последних пределов состав каждого душевного явления. И если оно оказываетсяпростым, неразложимым, то, конечно, ей приходится ограничи ваться лишь указанием его сходств и различий с другими явле ниями. Если же данное душевное явление окажется сложным, то, разумеется, психология должна выяснить, из каких именно элементарных явлений составлено оно, каким путем постепенно складывается оно из них, и как изменяется его общий характер в зависимости от видоизменений этих элементарных составных частей и т. д.
|
|
Далее, к изучению состава душевных явлений и способа возникно вения сложных явлений из простых присоединяется изучение влия ния друг на друга разных душевных явлений (например, памяти намышление, мышления на память и волю и т. д.).
Решение этих двух задач многие называют общей психологией, хотя гораздо вернее было бы называть их основной психологией, потому что эта часть психологии лежит в основе всей психологии.
Общую, т. е. основную, психологию надо отличать от сравнитель ной психологии, разделяющейся на несколько специальных ветвейи изучающей те особенности, которые встречаются в одних и тех же душевных явлениях, если их рассматривать у разных индивиду
умов, хотя бы даже одного и того же возраста и пола (индивидуаль ная психология), или у лиц разного возраста (психология возрас
ти
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
тов) и разного пола (психология | мужнины и женщины), или же у | |
разных животных (зоопсихология, | или психология | животных), |
или у душевнобольных (психопаталогия). | коллективная | |
4. От сравнительной психологии несколько отличается |
психология, изучающая те видоизменения, которым подвергаютсядушевные явления у большей или меньшей группы лиц оттого, что они соединились в одно организованное или неорганизованное це лое (психология толпы, психология классов и сословий, психоло
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!