Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 167 страница



 

Идеализм утверждает существование только душ, а внешний мир,по учению идеалистов, не состоит ни из материальных, ни из духов­ ных сущностей и на деле вовсе не существует, а только кажется существующим. Внешний мир представляет собой как бы беспре­ рывную галлюцинацию человеческих душ.

 

Идеализм и панпсихизм, оба вместе, называются в отличие от дуализ­ ма монистическим спиритуализмом, потому что они допускают только один (μόνος)род сущностей, именно — только духовные сущности.

 

Психофизический монизм предполагает, что человек есть лишь однасущность с двумя сторонами — духовной и материальной. Материальная

 

сторона неотделима от духовной, и всякая перемена в этой сущности отражается одновременно ив телесной, и в духовной стороне, причем эта сущность извне кажется материальной, изнутри духовной. Всеми этими


 

370


ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...

 

допущениями психический монизм объясняет и разновидность душевных явлений с телесными, и постоянную связь первых с последними.

 

Итак, раньше психология главным образом заботилась о том, чтобы защищать одно из вышеуказанных учений против других. И тогда ее пред­ мет и задачи соответствовали ее названию. Во второй же половине XIX в. века представители психологии стали все чаще отказываться от решения вопроса о душе, так что хотя и сохранилось по привычке название «психо­

 

логия », но предметом ее исследования                                                     стали только душевные  явления,

 

причем объясняются они ею не тем или другим предположением о том,

 

есть ли душа или нет, и если есть, то существует ли рядом с ней материя, но

 

одними лишь законами природы, которым подчинены душевные явления.

 

Чтобы отметить эту особенность современной психологии, некоторые из ее представителей называют ее психологией без души, желая этим сказать вовсе не то, чтобы она отрицала существование души, но только то, что она не рассматривает вопроса о душе, а предоставляет его решение другим философским наукам.

 

Если же психология решила воздержаться от всякого решения воп­ роса о душе, а заниматься лишь изучением душевных явлений, то психо­

логия обязана так формулировать все свои выводы, чтобы они были

одинаково приемлемыми и одинаково обязательными

как для

матери­

ализма, так и для спиритуализма с психофизическим

монизмом.

Вот
такое-то учение о душевных явлениях

и служит целью современной пси­

хологии.        

При этом надо иметь в виду, что душевные явления изучаются совре­ менной психологией с такой же точки зрения, с какой естествознание изу­ чает явления внешней природы. Поэтому современная психология неред­ ко характеризует себя как естественную науку о душевных явлениях или как естественную историю душевных явлений. Это вот что значит: есте­ствознание, изучая явления внешней природы, старается выследить их со­ став, происхождение и управляющие ими законы, а не задается целью оце­ нивать их с этической, эстетической и т. п. точек зрения. Например, ботаника не рассматривает растений с эстетической точки зрения; а физи­ ология, говоря о половых процессах, совершенно отвлекается от рассмот­ рения их этической стороны. Так же точно и психология изучает душевные явления, отвлекаясь от всех этих точек зрения, вполне уместных где-ни­ будь в другом месте (например, в этике, эстетике, педагогике и т. п.). Она изучает душевные явления безоценочным образом, просто как факты внут­ ренней природы, независимо от того, заслуживают ли они одобрения или порицания со стороны моралиста, художника и т. п.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 46; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!