Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 174 страница
не только без души, метафизику же надо строить как особую науку, которая откровенно занимала бы свое место среди других наук, а не проникала бы в ихобласть под флагом и за спиной психологии. Такое положение дел будет гораздо выгоднее как для психологии, так и для метафизики. Для психологии это потому выгоднее, что она избавится от всякой связи со столь шаткими и спорными учения ми, как метафизические, с учениями, относительно которыхдажедоказывают, что они никогда не могутсделаться знанием, но осуждены навсегда оставаться верой. Для метафизики же это потому выгоднее, что она будет разрабатываться, если только она вообще возможна в виде знания, с большей полнотой и систематично стью, чем когда она затрагивается всего лишь мимоходом в других науках.
|
|
Психология, сделавшись психологией без души, тем не менее не утра тила философского значения. Философия есть научно переработанное при помощи теории познания мировоззрение. Тем, что она перерабатывает егопри помощи теории познания, она отличается от всех других наук: простое суммирование результатов всех остальных наук не есть еще философия, хотя бы эти результаты и были очень важны для мировоззрения. А тем, что философия есть научно переработанное мировоззрение, она отличается и от религии, и от поэзии, которые тоже действуют на наше мировоззрение, но иным путем, чем философия. Что же касается теории познания, или, как ее иначе называют, гносеологии, то под ней подразумевается учение о знании, выясняющее условия, благодаря которым становится возмож ным бесспорно существующее знание, и в зависимости от этих условий устанавливающее границы, до которых может простираться какое бы то ни было знание и за которыми открывается область одинаково не-
|
|
|
|
|
|
379
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
опровержимых и одинаково недоказуемых верований. «Гносеология» —слово греческое. В переводе на русский язык оно означает «учение о позна нии». Употребляют же его у нас в России наряду с термином — «теория познания», как его синоним, по той причине, что от последнего термина нельзя образовать прилагательное без насилия над русским языком (слово «теоретико-познавательный» — крайне неуклюжее); а от слова «гносео логия» легко образуется прилагательное «гносеологический».
Разумеется, всякая наука имеет философское значение лишь постоль ку, поскольку она содействует усовершенствованию нашего мировоззре ния. Прежде психология, когда она была учением о душе, конечно, имела философское значение. Но и психология без души тоже имеет его через свою связь с различными отделами философии, или, как их принято назы вать, философскими дисциплинами: например, теория познания и этика часто обращаются за справками к психологии. Между философией, пси хологией и логикой такая тесная связь, что она сразу всем кидается в глаза,
под влиянием этой связи установилось даже двоякое употребление слова «философия». Кроме узкого смысла, который только что был объяснен нами, его употребляют еще и в широком смысле, подразумевая под ним соединение трех наук: самой философии, психологии и логики, вследствие чего психологию называют одной из философских наук.
Никто не сомневается также и в утилитарном значении психологии, именно, в том, что она служит вспомогательным средством для психиат рии, для юридических наук и для педагогики. Напротив, постоянно даже преувеличивают утилитарное значение психологии, особенно ее важность для педагогики. Думают иногда, будто бы педагогика может быть выведе на из психологии. Против такого преувеличения не мешает бороться, пото му что в силу реакции оно может вызвать полное пренебрежение к психо логии, и начнут отрицать всякое значение ее для педагогики.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 46; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!