Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 176 страница



 

Наконец, встречаются и такие психологи, как Мюнстерберг. Он до­ пускает, что педагогика, как научная теория воспитания и обучения, до известной степени может и должна опираться на психологию. Но, по его мнению, отдельно взятому учителю нет никакого дела до психологии, и в своем обращении с учеником он должен опираться не на психологию, а на логику, этику и эстетику. Более того: по мнению Мюнстерберга, во время учительской практики даже вредно относиться к ученику как к предмету психологического рассмотрения. По его словам, во время учительской прак-


 

381


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

тики педагогическая и психологическая точки зрения на ученика несовме­стимы одна с другой.

 

Таким образом, психология, взятая в том виде, в каком она уже суще­ ствует в настоящее время, важна не своими утилитарными заслугами, но как часть философии. Если же встречаются люди, сильно преувеличиваю­ щие утилитарное значение и важность для педагогики той психологии, ко­ торая уже существует в настоящее время, то это доказывает, что они либо мало осведомлены в степени разработанности современной психологии, либо не умеют отличить желаемого и ожидаемого ими состояния психоло­ гии от современного.

 

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ: САМОНАБЛЮДЕНИЕ И ТАК НАЗЫВАЕМОЕ

 

ОБЪЕКТИВНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ДУШЕВНЫХ ЯВЛЕНИЙ

 

Конечно, проще всего и естественнее всего вести собирание и описание явлений душевной жизни путем наблюдения этих явлений в самом себе. Та­ кое наблюдение душевных явлений (т. е. наблюдение над ними в самом себе) называется самонаблюдением, или внутренним наблюдением, или интро­ спекцией. Систематическое же употребление самонаблюдения для научныхцелей называется субъективным, или интроспективным, методом. Но есть еще и объективное наблюдение, состоящее в наблюдении душевных явлений, происходящих в другом одушевленном существе, т. е. в наблюдении чужой душевной жизни, причем систематическое применение объективного наблю­ дения называется объективным методом.

 

Так как употребление самонаблюдения для изучения душевной жизни естественнее всего приходит в голову, то понятно, что психология со времени Аристотеля (ум. 322 г. до Р. X.), т. е. с того времени, как стали ею заниматься не мимоходом, а систематически, всегда пользовалась главным образом само­ наблюдением, лишь изредка употребляя в виде добавочного средства объек­ тивное наблюдение. Но до второй половины XIX в. она не отдавала себе ясного отчета, следует ли так поступать, а если следует, то почему именно. Такой отчет стал необходим для нее в XIX в., когда, по почину основателя позитивиз­ ма — Огюста Конта, возник вопрос о самой возможности самонаблюдения.

 

именно — в 30-х годах прошлого столетия Конт напечатал свое сочинение «Курс позитивной философии», в котором, анализируя методы различных наук, пришел к отрицанию самой возможности самонаблюдения над мышле­ нием. Это мнение он доказывает следующими соображениями:

 

1. Орган не может наблюдать над своей собственной деятельностью, например глаз не может видеть сам по себе свою деятельность. Орга­ ном же мышления служит головной мозг. А это значит, что при само­ наблюдении над мышлением головной мозг должен наблюдать над сво-


 

382


ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...

 

ей собственной деятельностью; но это так же невозможно, как невоз­можно, чтобы глаз наблюдал над тем, как он действует.

 

Второй аргумент Конта сводится к тому, что наше Яне может раздва­ иваться, ибо оно единично. При самонаблюдении же оно должно раз­двоиться, ибо оно должно быть сразу наблюдаемым и наблюдающим;


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!