Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 179 страница



 

Необходимы объективные наблюдения и при изучении коллектив­ ной психологии. Когда исследователь подчиняется тем влияниям, ис­ходящим из соединения многих лиц в один конгломерат, которые из­ меняют ходдушевной жизни лиц, образующих этот конгломерат, когда, например, он сам попадает в толпу, подчинившуюся изменению в обыч­ ном ходе душевной жизни, то обыкновенно он находится в таких усло­ виях, что самонаблюдение становится прямо-таки невозможным: увлеченный настроениями толпы, он занят тем же, чем и толпа, а не психологией. Если же у него такой философский склад характера, что


 

\5 Российская психолошя                                         385


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

он остается независимым от изменяющих его душевную жизнь влия­ ний толпы, то его самонаблюдению нечем заняться в коллективной психологии, и остается наблюдать не себя, а толпу.

 

Но как пользоваться самонаблюдением? Оно может быть двояким: 1) лич­ ным и 2) сравнительным, или коллективным. Под личным самонаблюде­нием подразумевается наблюдение, совершаемое психологом над самим собою, без справок о том, как наблюдаемые им явления происходят у других лиц. Под коллективнымже самонаблюдением подразумевается самонаблю­ дение, совершаемое многими лицами, причем данные, полученные путем лич­ ного наблюдения каждого из них, сравниваются между собой для их взаимной проверки и пополнения.

 

Должны ли мы пользоваться обязательно обоими методами самонаблю­ дения, или же можно ограничиться лишь одним из них? Да, обоими, ибо:

 

метод личного самонаблюдения страдает важными недостатками, для уст­ ранения которых необходимо прибегать к коллективному самонаблюдению;

 

без личного же самонаблюдения, наоборот, тоже нельзя обойтись. Без него

 

нас не было бы знания собственной душевной жизни; а без предварительного знания своей душевной жизни нельзя даже понять те выражения, которые упот­ ребляются другими лицами для описания их душевной жизни. Ведь значение этих выражений я могу узнать не иначе, как присматриваясь к тому, что озна­ чают они в применении к моей душевной жизни. Следовательно, раньше всего мы должны пользоваться личным самонаблюдением. Оно поэтому является самым основным методом психологии; но для исправления и пополнения егопоказаний надо обращаться, как к вспомогательному методу, к сравнительно­ му самонаблюдению.

 

Недостатки же личного наблюдения, вынуждающие обращаться и к по­ мощи сравнительного, следующие:

 

При одном лишь личном самонаблюдении у нас мало средств для борьбы против влияния предвзятых взглядов, которые накопляютсяневольным образом относительно душевных явлений уже в обыден­ ной жизни и к которым еще присоединяется теория, созданная психо­ логом при изучении этих явлений. Все эти взгляды заставляют нас быть пристрастными к ним и мешают точному самонаблюдению. Ограничи­ ваясь при изучении душевной жизни одним лишь личным самонаблю­ дением, мы являемся, так сказать, и судьей своих психологических взглядов и заинтересованной стороной; и мы можем невольно не заме­ чать в душевных явлениях того, что противоречит этим предвзятым взглядам, и якобы подмечать то, чего в действительности не происхо­ дит, но чему следует быть по этим взглядам.

 

Ограничиваясь одним лишь личным самонаблюдением, мы знакомим­

 

ся только с одним психологическим типом — с тем, к которому при­надлежим мы сами.


 

386


ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 50; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!