Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 173 страница



 

Таковы взгляды критической философии по поводу всех трансцендент­ ных предметов, к числу которых, как сказано, относится и душа. Филосо­ фия же XIX столетия находилась постоянно под прямым или косвенным влиянием основанного Кантом критического направления. А в последние сорок лет критическая философия распространилась особенно сильно во всех странах под именем новокантианства, или новокритицизма. Поэтому вполне понятно, что под ее влиянием ускорилось превращение прежней психологии в психологию без души.

Этому ускорению содействовал еще и позитивизм Конта. В своем «Курсе позитивной философии » (изданном в 30-х и 40-х годах XIX в.) Конт изложил закон трех фазисов, который в основанной им позитивной фило­ софии заменяет всю теорию познания. По этому закону, всякая наука, ко­ торая не ограничивается одними лишь описаниями фактов, проходит в сво­ ем развитии три фазиса. В первом, или теологическом, фазисе, иначе фиктивном, все явления природы объясняются как действие человекоподоб­ ных божеств, причем постепенно число их сокращается, и все они заменяются одним Богом. Второй фазис, называемый метафизическим, или абстракт­ ным, объясняет явления природы при помощи скрытых сущностей вроде, например, жизненной силы, или души, причем на деле такими сущностями служат абстрактно мыслимые свойства наблюдаемых явлений. Третий фазис — позитивный, или научный, — отбрасывает при объяснении приро­ ды и божества, и абстрактные сущности, отказывается от изучения конеч­ ных и первых причин, а ограничивается лишь изучением того, что дано в опыте, объясняя все явления природы одними лишь законами природы. Так, астрономия не объясняет теперь движений светил ни волей божеств, ни ссылкой на то, что светила обладают совершеннейшей сущностью, вслед­ ствие которой они должны двигаться по совершеннейшим, т. е. по круго­ вым, линиям, как это делалось в Древней Греции, но объясняет их одними лишь законами природы: законами тяготения, инерции и т. д. Таким обра­ зом, на высшей своей ступени каждая наука должна быть позитивной и должна отказаться от всякой метафизики.


 

378


ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...

 

Своим отрицательным отношением к метафизике позитивизм похож на критицизм, хотя между ними есть глубокая разница в том, что в критицизме тщательно разработана теория познания, а в позитивизме она вся исчерпы­ вается лишь законом трех фазисов (вследствие чего позитивизм упрекают в том, что на деле у него вовсе нет теории познания). Но как бы то ни было,

 

позитивизм содействовал ускорению замены прежней психологии психо­ логией без души.

 

Такими-то путями произошло во второй половине XIX в. у подавляющего большинства психологов превращение психологии из науки о душе в психологию без души. Что же касается нашего изложения, то его целью служит психология без всякой метафизики, не только без души. Почему же мы так поступаем? Можетбыть, Кант и Конт ошибаются в своем отрицании возможности метафизики в виде знания? Ведь судить об этом мы пока еще не можем, потому что мы изложили только их окончательные выводы, а не тедоказательства, которыми подкрепляют­ ся эти выводы; а изложение их доказательств, конечно, далеко отвело бы нас в сторону от психологии. Но если метафизика и возможна в виде знания, а не одной лишь веры,, все-таки надо разрабатывать психологию без всякой метафизики, т. е. без всякого учения о каких бы то ни было трансцендентных предметах,


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!