Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 134 страница
Благодаря применению эксперимента в психологии все содержание психологии расширилось: возникли новые отрасли психологии. Вообще во всей психологии последнего времени, благодаря применению экспери мента, произошло такое глубокое изменение, что настоятельно необходи мо дать совершенно определенный ответ на вопрос: какое значение имеет эксперимент в психологии, потому что ближайшая будущность психоло гии находится в зависимости именно от разрешения вопроса о пределах приложимости эксперимента психологии?
|
|
Если еще лет 10-15 тому назад можно было противопоставлять пси хологию экспериментальную психологии интроспективной, то в настоя щее время для такого противопоставления нет никаких оснований. По от ношению к эксперименту мы не можем говорить так, как говорили лет десять тому назад, что мы переживаем «кризис » в психологии. Кризис уже миновал. Эксперимент уже завоевал прочное положение в психологии,
|
|
Сб.: Новые идеи в философии. Сб. 9. М., 1913. С. 12-39.
Об этом см., напр.: Dodge. The Theory and Limitations of Introspection. American Journal of Psychology. XXIII. С 214-229.
См., напр.: Elsenhans. Lehrbuch der Psychologie. 1913.
324
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
тем не менее пределы его приложимости остаются невыясненными в до статочной мере. Этим вопросом мы и займемся в настоящей статье.
|
|
Прежде всего мы рассмотрим старое противопоставление — экспери мент или самонаблюдение в психологии. Для этого нужно рассмотреть, что такое самонаблюдение и каково его отличие от внешнего наблюдения.
По отношению к самонаблюдению всегда возникало сомнение — дей ствительно ли оно может считаться источником психологического позна ния, даже больше, может ли вообще самонаблюдение осуществиться во внутреннем опыте? Кажется, для такого сомнения есть место, если мы срав ним «внешнее» наблюдение с тем, что мы называем внутренним наблюде нием, или самонаблюдением. Внешнее наблюдение осуществляется в том случае, когда наше внимание направляется на более или менее продолжи тельное время на какой-либо предмет или явление. Может ли подобное направление внимания иметь место во внутреннем опыте? В тот момент, когда мы для наблюдения какого-либо психического явления желаем на править на него наше внимание, его уже нет налицо. Поэтому при изучении психических явлений нам приходится оперировать только лишь со вспоми наемыми образами известных психических явлений, непосредственно же наблюдать то или иное психическое явление в нашем внутреннем опыте мы не в состоянии. Поэтому правильнее было бы вместо термина «самона блюдение » употреблять термин «внутреннее восприятие »*, потому что тер мин «самонаблюдение» как будто притязает на то, чтобы быть поставлен ным наряду с внешним наблюдением, что фактически оказывается невозможным. Таким образом, приходится признать, что в изучении пси хических явлений мы поставлены в необходимость вместо наблюдения пользоваться восприятием, а этот прием исследования связан с недостат ками, которые вообще влечет за собой всякое восприятие воспоминаемых образов. Если мы вспоминаем образы, то эти последние возникают иногда
|
|
ослабленной форме, иногда мы вследствие забвения придаем им такие черты, которые им на самом деле не принадлежат. Ясно, что тот источник познания психических явлений, который называется «самонаблюдением», не свободен от недостатков, от которых свободно внешнее наблюдение.
Однако следует заметить, что самонаблюдение при всех недостатках, присущих ему, отнюдь не может быть истолковано в том смысле, что пси хология должна строиться только на основании наблюдений над самим собой. Такое толкование понятия самонаблюдения было бы совершенно неправильно, потому что самонаблюдение предполагает также наблюде ние над психической жизнью других существ. Если мы основным источни ком познания психических явлений считаем самонаблюдение, то это нуж но понимать в том смысле, что психологические переживания других
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!