Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 131 страница




 

319


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

Если некоторые говорят, что в основе психологии должен лежать чистый опыт, то на первый взгляд кажется, что этим требованиемустраняется необходимость в какой бы то ни было философии. Но это несправедливо. Для того чтобы признать, что в основу психологии дол­ жен быть положен чистый опыт, необходима философская рефлексия, необходима теория познания, чтобы выяснить, почему чистый опыт на­ зывается чистым. Ведь понятие чистого опыта нуждается в философ­ ском оправдании, оно-не есть продукт непосредственного восприятия. Это понятие должно пройти горнило философской рефлексии, прежде чем мы можем положить его в основу изучения психологии. Отрицате­ ли значения философии для психологии допускают... пользуются терми­ нами и понятиями, которые получились вследствие гносеологического анализа, т. е. после того, как почва расчищена посредством философии, а затем начинают утверждать, что философия не нужна для психологии.

 

Итак, при исследовании психических явлений нельзя ограничивать­ ся только тем изучением, которое может доставлять непосредственный

опыт, необходимо употребление понятий,

которые являются предме­

том философского изучения. В этом смысле философски

обработан­

ные понятия являются необходимой основой психологии.

 

Наконец, связь философии с психологией является необходимой

еще и в том отношении, что психология должна являться основой

философии, именно она должна способствовать построению науки одухе.

 

Подобно тому как физика, химия и механика служат для выясне­ ния основных свойств материи, таким же образом и психология спо­ собствует выяснению основных свойств духа. С точки зрения философ­ ской весьма важным представляется вопрос, есть ли дух что-либо инертное, бездеятельное, пассивное или, наоборот, он есть что-либо де­ ятельное, оказывает действие на материю; отличается ли его действие в каком-либо отношении от действия физической энергии и т. п. Нако­ нец, огромную важность представляет вопрос о том, какова роль духа в процессе мирового развития. Это есть предмет философии духа.

 

Но все эти вопросы об основных свойствах духа не могут быть ре­ шены на чисто эмпирической почве; они могут быть решены только лишь при помощи сведения в одно целое эмпирически добытого материала, при чем это сведение не может быть осуществлено без помощи фило­ софски обработанных понятий. Для того чтобы решить вопрос, есть ли дух субстанция или он есть простая совокупность духовных явлений, нужно подвергнуть анализу понятия сознания, самосознания, лично­ сти, отношения духовных явлений к духовной субстанции Таким обра­ зом, эмпирическое рассмотрение природы душевных явлений способ­ ствует разрешению философского вопроса о природе духа.


 

320


ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...

 

Мы к этим вопросам приходим необходимо потому, что психоло­ гия как наука не может довольствоваться только описанием и объясне­ нием душевных явлений, совсем не ставя вопроса о природе духа. Психология, которая только описывает, воздерживаясь от всяких объяс­ нений, представляет собою обрывки знаний, не сведенных в одно целое. Такая психология едва ли может кого-либо удовлетворить. Ум челове­ ческий по самой своей природе стремится к философскому познанию действительности. Поэтому всякий психолог стремится быть в конце концов философом. Ни один психолог, дававший обет воздержания от объяснений, до сих пор еще не сдерживал своего обещания. Посред­ ством примера можно показать, что простым описанием или даже объяс­ нением какого-либо ряда психических явлений нельзя считать пси­ хологическое исследование законченным. Возьмем, например, «изме­ рение» психических явлений или «описание» зависимости психических явлений от физических. Можно ли сказать, что на этих описаниях или этих измерениях ум человеческий может успокоиться? Решительно нет. Произведя эти описания или измерения, мы ставим вопрос: отчего же психические явления могут быть измеряемы? и на этот вопрос отвеча­ ем: «оттого, что психические явления имеют физическую природу», или что-нибудь в этом роде. Таким образом, попытка объяснить приводит к применению гипотез относительно природы душевных явлений в срав­ нении с природой материальных явлений, а это вопрос, само собою ра­ зумеется, философский. Если мы попытаемся объяснить причину по­ стоянной связи между процессами психическими и физическими, то мы придем или к монизму, или к материализму. Вообще всякая попытка давать окончательные объяснения душевных явлений приводит к поста­ новке вопроса о душе, о природе ее. При окончательном объяснении мы наталкиваемся на вопрос о материальности и не материальности духов­ ных явлений и т. п.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!