Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 130 страница



Если жепонятиедуши неустранимо, еслиэто понятиепонеобходимости пред­ варяет изучение душевных явлений, то ясно, что психология является также уче­ нием о душе, в которой совершаются душевные явления, а не только о явлениях, которые осуществляются без души. Конечно, такое понятиедуши не предполагает непременно, что она есть нечто трансцендентное', она может быть имманентна духовным явлениям, но все же это есть понятие души.

 

Из этого можно видеть, что выражение психология без души есть вы­ ражение, которое способно ввести в заблуждение, Психология как наука о душевных явлениях всегда есть в то же время наука о душе.

 

Еще яснее связь психологии с теорией познания.

 

Утверждение, что психологи-эмпирики при исследовании психических явлений только описывают психические процессы, неправильно, потому что в


 

318


ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...

 

большинстве случаев они всегда делают попытки объяснить их, и это объясне­ ние часто может быть осуществлено только лишь при помощи гносеологиче­ ски обработанных понятий. Возьмем для примера понятие пространствен­ ной проекции. Если это чисто психологическое понятие подвергнетсяисследованию без предварительного гносеологического анализа, то проекция будет мыслиться как физическое перенесение во вне, т. е. будет мыслиться аналогичной физическому процессу, и даже исследователи будут искать не­ рвы, по которым ощущения идут от мозга к периферии, и т. п.

 

Положим, далее, что нужно решить вопрос о том, закономерны ли пси­ хические явления в том смысле, в каком закономерными являются физи­ ческие процессы. Это, как известно, необходимо для решения вопроса о свободе воли. Его нельзя решить простым наблюдением смены психиче­ ских явлений. Его можно решить только в том случае, если мы предвари­ тельно решим вопрос об отношении психических явлений к физическим,

 

этот последний является предметом теории познания. Тот, кто не рас­ смотрел с гносеологической точки зрения вопроса об отношении между

 

психическими и физическими явлениями, говоря о локализации представ­ лений, будет употреблять такой ложный способ выражения, как «пред­ставления складываются в клетках, головного мозга » и т. п.

 

Можно ли при таких условиях говорить, что существует какое-то чис­ тое описание, без предварительного гносеологического анализа тех основ­ ных понятий, которые служат для объяснения психических явлений.

 

Что философские понятия при исследовании душевных явлений не устранимы — это можно показать на следующих примерах: для Вундта, на­ пример, психология есть наука только о душевных явлениях. Но так как духу он приписывает свойство активности, то при объяснении душевных явлений он постоянно пользуется именно этим понятием. Объяснение апперцепции, внимания, воли основывается у него на признании активности духа. Рибо, который сильнее всех отстаивал независимость психологии от философии,

 

своей критике теории эмоций Джемса-Ланге становится на монистиче­ скую точку зрения, ибо только благодаря ей он может показать, что теле­ сное выражение аффектов не есть причина самих аффектов. «По моему мнению, — говорит он, — было бы весьма важно устранить из этого вопроса всякое понятие о причине и действии и заменить это дуалистическое поло­ жение представлением монистическим». По мнению Рибо, психическое и физическое есть одно и то же явление, выраженное на двух языках. Эмпири­ ческая теория у Рибо опровергается при помощи положения, имеющего не­ сомненно философский характер, ибо как можно %наче назвать положение, по которому и духовное и материальное явление суть две стороны одной и той же вещи. Ведь в непосредственном опыте мы не можем усмотреть этого тождества. Из этого ясно, что философские понятия являются необходи­ мым предположением изучения законов душевной жизни.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!