Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 125 страница




 

311


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

Чтобы этот процесс примышления сделался ясным, возьмем в пример внут­ реннее восприятие какого-либо чувства. Я испытываю чувство гнева. Это есть просто переживание. Но вот я хочу его изучить так, как его изучает психолог. Тогда я воспроизвожу его в слабой форме, я вновь переживаю чувство гнева, я вновь воспроизвожу по возможности все те психические состояния, которые сопровождают это чувство. Когда я просто пережи­ ваю это чувство, то сознание о моем «я » возникает в неясной форме, когда же я воспринимаю чувство гнева с той целью, чтобы изучить его свойства, то в моем сознании является представление аккомпанементов этого чув­ ства вместе с отчетливым представлением моего «я ». Я к образу моего «я » примышляю состояние гнева. Из этого примера ясно, что внутреннее вос­ приятие какого-либо чувства состоит в том, что мы представляем наше «я > переживающим известное состояние. Если бы я хотел выяснить, каким образом какое-либо ощущение делается предметом самонаблюдения, то мне пришлось бы повторить то, что мною было выше сказано относительно того, как какое-либо объективное содержание делается психическим.

 

Таким образом разрешается парадокс, который приводил в затрудне­ ние Огюста Конта, именно, как это «я » может наблюдать самого себя. Вме­ сте с этим становится понятным, как мы ответим на вопрос, где же нахо­ дятся психические процессы, ощущения, представления и т. п. — в мозгу или где-нибудь вне мозга? Я нахожу, что просто нельзя ставить вопроса где по отношению к ощущениям. Ведь место может принадлежать только объективированным ощущениям; место есть понятие исключительнойобъективности и потому пытаться применить его к тому, что именно лише­ но этой объективности, значит допускать противоречивое утверждение. Звезда как вещь находится на горизонте. Ощущение звезды нигде не нахо­ дится. Психический процесс ощущения в данном случае есть улавливание отношения между известным содержанием и представлением нашего «я ». Может ли этому отношению принадлежать место, и именно в том смысле,

 

в каком мы его применяем к объективному содержанию? Само собою ра­ зумеется, что процесс ощущения, представления и т. п. всегда будет ка­ заться происходящим в голове, потому что при рефлексии, как уже было указано выше, мы примышляем деятельность наших органов чувств: глаза, уха, мозга и т. п.

 

При указанном мною объяснении процесса внутреннего восприятия падает то понятие, которое так часто приводило в затруднение мысль, ког­ да хотели понять, что такое самонаблюдение, и употребляли понятие «со­ знание сознания», при чем это «сознание сознания» повторяется бесчис­ ленное множество раз. Это происходит вследствие того, что при мышлении

 

самонаблюдении мы находимся как бы под влиянием сравнения с отра­ жающим зеркалом, которое отражает себя бесчисленное множество раз. Но это, разумеется, неправильно. Процесс настоящей умственной рефлек-


 

312


ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...

 

сии, самосознания, «сознание сознания » может осуществиться только один раз, а если мы говорим о повторной рефлексии, то мы имеем дело только лишь с символическими представлениями, т. е., вернее сказать, оперируем просто с метафорой. По обычному пониманию «я», воспринимающее себя, как бы повторяется бесчисленное множество раз, между тем на самом деле сознание нашего «я», когда оно делается объектом, предметом восприя­ тия, мыслится так же, как и вещь; второе «я » мыслится нами по аналогии с предметами внешнего мира. В этом смысле самосознание имеет совершен­ но характер объективного познания.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!