Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 122 страница
все ощущения таким образом мы отнесем в мир, находящийся вне нашего мозга. И в этом случае различие между материальными вещами и между пред ставлениями утрачивается в самом деле, если признать, что все психическое находится вне мозга, тогда окажется, что пространственная локализация должна быть ничем иным, как только лишь устанавливанием определенного отношения между содержанием сознания. Тогда окажется, что одни элемен ты сознания находятся ближе, а другие дальше.
|
|
Словом сказать, как только ставился вопрос о пространственной про екции, тотчас же его решение приводило к отрицанию принципиального различия между духовным и материальным, что касается представлений и ощущений. Как только принципиальное различие устраняется, то тотчас же поднимается вопрос, как же определить различие между ними, а этот вопрос по необходимости приводит к тому решению, которое нами было предложено выше.
|
|
разберу несколько примеров, чтобы показать, что действительно то, что я назвал содержанием, делается предметом психологии в том случае, когда оно приводится в связь с представлением нашего «я ». Я не буду гово-
Brasch. Die Welt und Lebensanschauung Ueberwegs. 1889. (Статья Zur Theorie derRichtung des Sehens), а также Аанге. История материализма. СПб., 1999. С. 640-641.
|
|
307
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
рить о чувствах, желаниях и т. п.: их тесная, неразрывная связь с представ лением «я» вполне очевидна. Эти состояния так интимно связаны с пред ставлением нашего «я», что имеют всегда только субъективный характер. Предметный характер им никогда не может быть присущ: не может быть объективных чувств, объективных желаний. Поэтому речь может идти толь ко лишь об ощущении, т. е. о тех элементах сознания, которые так или ина че имеют отношение к объективному миру. Возьмем крайние случаи. Я ис пытываю сильное чувство. Мое сознание так поглощено переживанием этого чувства, что ничто объективное не мыслится. Мыслится только наше «я». Тогда «я» представляет собой более или менее чистый субъект. С другой стороны, есть случаи, когда мы воспринимаем те или иные содержания с полным забвением нашего «я». Например, когда мы любуемся каким-ни будь пейзажем. В таком случае принято говорить, что происходит слияние субъекта с объектом. На самом деле это есть то состояние, когда мы вос принимаем, так сказать, чистый объект. Я возьму ощущения и покажу, как изменяется их характер в зависимости от того, с какой группой пред ставлений мы приводим их в связь. «Я слышу звук, который исходит из источника звука, находящегося вправо от меня ». В этом случае примышле ние моего субъекта едва ли может подвергаться сомнению. Если я скажу: «яркий луч света мне неприятен», то и здесь указанное выше примышление не подвержено сомнению, и в то же время не подвергается сомнению чисто психологический характер этих утверждений. Для противоположения рас смотрим, в каких случаях тот же цвет, который только что являлся пред метом психологии, может быть предметом естествознания. Это может быть только в том случае, если мы то или другое цветовое содержание приписы ваем вещи, мыслим вещь, представляем себе известную вещь окрашенной тем или иным цветом, при чем совершенно не примышляем нашего «я ». Мы думаем о вещи как о чем-то таком, что существует совершенно независимо от нашего «я». Тогда содержание «цвета» приобретает исключительно объективный характер и делается предметом естествознания. Мы говорим
|
|
вещах окрашенных, мы говорим об изменении цвета вещей и т. п. Далее, в каком случае звуки, например, могут быть предметом естествознания? Здесь рассуждение такое же, как и относительно содержания «цвет». Звук может сделаться предметом естествознания в том случае, когда мы пред ставляем себе звучание вещей, когда мы звучание приписываем вещи как его свойство на ряду с другими свойствами. Например, мы представляем колокол звучащий, камертон звучащий и т. п. Только в этом случае звук делается предметом естествознания. Вообще же звук как ощущение всег да мыслится в связи с деятельностью слухового аппарата или, другими сло вами, в связи с представлением нашего физического «я». Когда я говорю: «я слышу звук», то примышление деятельности слухового аппарата не сомненно.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 54; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!