Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 118 страница



тем самым содержанием, с каким мыслится и дом как мысль. Но,

 

другой стороны, несомненно, что между домом как вещь и домом как мысль есть огромное различие. Для всякого очевидно, что они не одно и то же. Я могу не думать о доме, у меня может не быть мысли о доме, но тем не менее дом будет существовать, и наоборот, дом может уничтожиться в то

 

Auguste Comte. Cours de philosophie positive. T. I и III.


 

301


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

время, как мысль об этом доме может оставаться в моем сознании. Из та­ кой независимости одного от другого можно сделать заключение, что «вещи »

«мысли о вещах» и «мысли о вещах» не одно и то же. Однако несомненно также и то, что между ними есть общее, заключающееся в том, что мы всегда мыслим их с одним и тем же содержанием. Все равно, думаю ли я о самой вещи или о мысли об этой вещи, я всегда мыслю их с одним и тем же содер­ жанием. Говорю ли я о доме или я говорю о своей мысли об этом доме — содержание будет одно и то же.

 

Если так, то спрашивается, каким же образом я отличаю то и другое. Ведь если вещь и мысль о вещи имеют одно и то же содержание, то я дол­ жен был бы смешивать одно с другим; я должен был бы не отличать, что я, например, в том или другом случае имею дело с домом-вещью или с до­ мом-мыслью; однако на самом деле я их отличаю друг от друга. Нужно очень немного размышления, чтобы видеть, чем обусловливается это раз­ личие. Если бы я сказал, что это происходит от того, что мы один раз одно содержание субъективируем, а другой раз объективируем, то могло бы показаться, что мы имеем дело с простой тавтологией, потому что сказать, что содержание нами объективируется, — это все равно, что сказать, что известное содержание кажется нам вещью. Об известном содержании ска­ зать, что оно нами субъективируется, — это все равно, что сказать, что известное содержание кажется нам мыслью. Поэтому наша ближайшая задача будет заключаться в том, чтобы показать, что значит, что мы то или другое содержание субъективируем, другими словами, чем отличается

 

процесс субъективирования известного содержания от процесса его объективирования. Различие между этими двумя процессами станет длянас ясным, если я скажу, что я одно и то же содержание один раз привожу

 

связь с какими-либо вещами вне меня, в другой раз я то или другое содер­ жание мыслю в какой-либо связи с моим «я ». Например, я в классной ком­ нате показываю ученикам какой-либо минерал. Это есть предмет естествоз­ нания. Я представляю себе эту вещь как независящую от моего «я ». Я именно привожу ее в связь с вещами, находящимися вне моего «я». Я ухожу из этой комнаты, вещь остается в этой комнате. Я знаю, что если я через неко­ торое время возвращусь в эту комнату, то я снова найду эту вещь в этой комнате. Я могу уехать из этого города, но у меня все же остается созна­ ние, что эта вещь будет находиться в этой комнате. Другими словами — это содержание мыслится независимо от моего «я». Но положим я в настоя­ щее время предаюсь какому-нибудь размышлению. Вы спрашиваете меня, о чем я думаю? Я думаю о минерале в классной комнате. Как я мыслю об этом содержании? Это содержание мне уже представляется совсем в дру­ гом виде. Я замечаю, что есть какая-то связь между этим содержанием и между представлением моего «я ». Я замечаю, что это содержание как буд­ то бы не связано ни с каким определенном местом. Мне даже оно представ-


 

302


ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...

 

ляется вместе с моим «я». Во всяком случае, так или иначе связанным с моим «я». Я замечаю, что от меня зависит, будет ли это содержание суще­ ствовать или нет. Это содержание может забываться, ослабевать в своей интенсивности или усиливаться — все это зависит от меня. Если, таким образом, это содержание не зависит ни от какого места, то, во всяком слу­ чае, оно каким-то образом связано с представлением моего «я». Этот при­ мер делает ясным, что мышление какого-либо содержания в связи с пред­ ставлением нашего «я » (свойства этого «я » мы рассмотрим ниже) делают из этого содержания мысль просто; но если это содержание мыслится незави­ симо от представления нашего «я», а в связи с вещами, независящими от нашего «я», то мы имеем дело с содержанием, которое делает вещь. Этот пример показывает, что присоединение к известному содержанию представ­ ления нашего «я» делает то или другое содержание субъективным.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!