Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 121 страница



 

Таким образом, развиваемая мною мысль сводится к следующему. Психическое и физическое, что касается ощущений и представлений, со­ ставляют одно и то же содержание, кажутся же различными в зависимости от той группы представлений, с которой они приводятся в связь.

 

Как легко видеть, это утверждение близко подходит к тому взгляду на отношение между физическим и психическим, который в последнее время защищали Мах и Авенариус 1. К отрицанию принципиального различия между психическим и физическим Авенариус пришел вследствие того, что он отвергал понятие интроекции, т. е. такое понимание, в силу которого психические состояния находятся где-то внутри нашего организма. В по­ следнее время очень односторонне утверждалось, что отрицательное от­ ношение к интроекции впервые было высказано Авенариусом. Мне кажет­ ся, что ненаучный характер этого понятия сделался особенно ясным при постановке проблемы пространственной проекции.

 

Как известно, сущность этой проблемы заключается в следующем.

 

вижу на горизонте звезду. Так как ощущение звезды, по видимому, имеет место у меня в мозгу, то непонятно, отчего звезда кажется находящейся на горизонте. Самое простое разрешение этого вопроса заключалось бы в том, что ощущение каким-то образом переносится от мозга к горизонту. Такое перенесение можно было бы назвать проекцией ощущений. Пространствен­ ная проекция, таким образом, есть перенесение психических состояний из мозга в мир, находящийся вне нас, в мир пространственный. Но противоре­ чивость проекции, понимаемой в только что приведенном популярном смыс­ ле, давно уже была отмечена, и самое это понятие было отброшено. Вместе с этим необходимо падало и понимание пространственной ограниченности психического мира. В самом деле, если бы допустить, что мир психический и мир физический — два пространственно раздельных мира, то никак нельзя было бы понять, каким образом при абсолютном различии их предметов был бы возможен переход из одного мира в другой. Приходилось признать, что пространственная проекция есть противоречивое понятие. В таком слу­ чае, чтобы объяснить, отчего ощущения, по-видимому, имеющие место у

 

Mach. Die Analyse der Empfindugen. Avenarius. Der menschliche Weltbegriff.


 

306


ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...

 

нас в мозгу, на самом деле кажутся находящимися вне нас, нужно было допустить одно из двух: или что весь пространственный мир находится внутри мозга, или что все содержание сознания находится вне мозга.

 

Для того чтобы переместить весь пространственный мир в мозг, как это сделал Ибервег1, нужно было рассуждать следующим образом. Ощущение не есть вещь, которая может быть выброшена и которая может существовать вне организма. Такая проекция за пределы организма, чтобы ощущение было там, где нет души, невозможна. Мы не относим наших ощущений вне нас, но весь видимый мир находится в пределах нашего собственного тела. Вещи суть наши представления. Они протяженны, следовательно, представления протяжен­ ны. Представления находятся в душе. Следовательно, и душа протяженна. Если весь пространственный мир находится у нас в мозгу, то голова наша достигает до звездного мира. При таком допущении различие между духовным и мате­ риальным совершенно утрачивалось бы. Тогда все процессы и духовные и ма­ териальные совершались бы в пределах этого мозга, вмещающего в себя весь воспринимаемый мир.

 

Или можно было бы поступить наоборот и сказать, что так как сознавае­ мое по существу не может находиться в пределах мозга, то оно находится вне мозга. Из такого допущения вытекало следующее. С точки зрения этой тео­ рии на вопрос, где находятся ощущения, мы можем ответить: где они нам пред­ ставляются, т. е., например, ощущение звезды находится на горизонте. Пред­ ставление церкви находится на расстоянии двух верст от меня. Все представления


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 50; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!