Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 119 страница
Этот психологический анализ, на мой взгляд, уже делает совершенно ясным различие между предметом психологии и естествознания. Но что бы это положение стало более ясным, мы станем на точку зрения генети ческую и рассмотрим, каким образом присоединение к тому или иномупредставлению представления нашего «я» производит указанное разли чие. Именно мы рассмотрим тот возможный путь, который прошло чело веческое сознание, чтобы придти к различению между содержанием пси хическим и содержанием физическим. Мы рассмотрим генезис того класса душевных явлений, который называется представлениями, потому что рассмотрение предметного или объективного характера именно представ лений делается ясным, как устанавливается отличие субъективного от объективного. Постараемся себе представить душевную жизнь ребенка на самой элементарной стадии развития. Представим, что он на этой стадии развития подвергается воздействию какого-либо внешнего впечатления, например, на него действует какой-либо световой луч; тогда у него будет ощущение цвета. Спрашивается, может ли он это ощущение воспринимать как нечто объективное, т. е. как нечто принадлежащее вещи, находящейся вне его? Надо предполагать, что нет. Для того чтобы ребенок мог воспри нимать что-либо как объективное или придавать какому-либо ощущению объективный характер, т. е. представлять себе известное содержание как вещь, нужно чтобы у него в сознании уже существовало различие между субъектом и объектом, т. е. между его «я » и между вещами внешнего мира, между его «я » и его «не-я », чего мы относительно первоначального созна ния, конечно, никак допустить не можем. Известно, что, например, ребе нок на первоначальной стадии развития весьма часто кусает руки, причи няя себе боль. Это происходит от того, что он не отличает своих рук от предметов внешнего мира. Если бы он отличал свои руки от внешних ве щей, то не стал бы их кусать. Таким образом, на этой стадии развития у ребенка нет представления объекта и субъекта как чего-то раздельного.
|
|
|
|
|
|
|
|
303
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Но как обозначить то душевное состояние, когда ребенок находится под воздействием какого-либо впечатления в тот период, когда у него нет пред ставления ни субъекта, ни объекта? Такое состояние мы назовем просто содержанием или переживанием: оно ни субъективно, ни объективно. Конечно, для нас такое гипотетическое состояние даже не представляется мыслимым, потому что для нас всякое содержание должно бать непремен но или субъективным или объективным, всякое содержание для нас долж но быть или вещью или мыслью, однако теоретически такое состояние мы должны допустить.
Вот это недифференцированное содержание и есть то единственное, что составляет предмет первоначального сознания. Только такие состоя ния может переживать первоначальное сознание. Эти состояния должны подвергнуться процессу дифференциации. Этот последний процесс мож но представлять себе приблизительно следующим образом. У развиваю щегося индивидуума составляется представление о его физическом «я». Мы не станем ближе рассматривать, каким образом складывается это пред ставление, но отметим, что представление о физическом «я» складывается из представлений, чувств, ощущений и т. п., связанных с деятельностью организма, например зрительных представлений собственного тела, ощу щения движения, усталости, чувства боли и т. п. На ряду с этим выделени ем в одну группу представлений, концентрирующихся около представле ния физического «я», составляется и представление о мире объективном. Например, ребенок замечает, что некоторые представления возникают и продолжают свое существование независимо от того, совершает ли его тело какое-либо движение, находится в состоянии какого-либо действия или нет, например представление о голубом цвете неба, о стене и т. п. Ряд таких представлений, протекающих независимо от его «я>>, составляет особую группу, которую мы можем назвать объективной или объектом. Образова ние обеих этих групп идет параллельно, хотя до известной степени и неза висимо друг от друга. Таким образом получаются две группы представле ний: представлений, группирующихся около субъекта, и представлений, группирующихся около объекта, при чем такого рода разграничение про изошло из одного общего содержания. Разграничивались и выделялись в отдельные группы ощущения, о которых было сказано, что они первона чально не представляют ничего ни объективного, ни субъективного.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 41; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!