Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 115 страница



 

Теоретическое рассмотрение вопроса о природе глубины привело нас к тому, что признать глубину развитого сознания входящим в состав первона­ чального представления пространства мы не имеем никаких оснований; един­ ственное, что остается — это допустить глубину двух родов, первоначальную

 

недифференцированную, и глубину развитого сознания; а между ними для нашего сознания большая разница. Такого рода различение необходимо ввес­ ти потому, что если между первоначальной плоскостной протяженностью и развитым представлением ее существует различие, то отчего же не признать того же различия и в восприятии глубины? Само собою разумеется, признать, что мы первоначально воспринимаем только плоскостную протяженность, — значит принимать отвлечение за реальность. Следует признать, что в первона­ чальном восприятии глубины содержатся элементы, о которых однако мы не можем сказать, чтобы из них могла складываться та глубина, которую мы вос­ принимаем в настоящее время. Наша настоящая глубина есть продукт перера­ ботки опыта плоскостной протяженности.

Для нативизма представляется весьма важным показать, что для ощу­ щения глубины существует определенный анатомический субстрат, пото­ му что подобно тому как для всех других ощущений мы имеем определен­ ный анатомический субстрат, так и для третьего измерения, если оно также непосредственно, как и ощущение, должна существовать определенная физиологическая основа.

Мюллер и другие нативисты после него старались отыскать такой определенный физиологический механизм для бинокулярного зрения, но


 

297


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

позднейших нативистов по этому вопросу является колебание, именно он уже не представляется существенным и в теории бинокулярного зрения говорят уже не об анатомической тождественности точек сетчаток, а о пси­ хологической тождественности зрительных направлений, так что в этом пункте нативизм отступает до известной степени от своей основной точки зрения.

 

Более старые физиологи, как, например, Панум, прямо указывали на то, что бинокулярный параллакс является физической причиной восприятия глу­ бины, Геринг находил особенные пространственные чувства, присущие каж­ дому месту сетчатки, но так как он приводил их в связь с двигательными ощу­ щениями, которые освобождают возбуждения той или другой сетчатки, то Геринг своей теорией настолько приближается к общепринятой теории ло­ кальных знаков, что трудно в этих пространственных чувствах отыскать спе­ цифическую энергию для восприятия третьего измерения. Гораздо ближе к решению этого вопроса подходит Штумф, который в изменениях формы сет­ чатки, происходящих вследствие сокращения аккомодационного мускула, видит непосредственную физическую основу ощущения глубины. Но это не подтверждается никакими более или менее основательными доводами.

 

Отсутствие определенного субстрата для ощущения глубины пока­ зывает, что она не может считаться непроизводной в том смысле, как мы признаем плоскостную протяженность.

 

Так как мы не в состоянии указать какой-нибудь определенный анато­ мический субстрат для восприятия глубины, то нам остается допустить, что оно созидается целым рядом вспомогательных приемов: ощущением конвергенции, аккомодации (осязательными и двигательными ощущения­ ми, с ними связанными), локальными знаками сетчатки, бинокулярной дис-парацией и др. вспомогательными моментами, которые находятся в тесной связи с другими опытными мотивами. Все эти вспомогательные моменты только способствуют восприятию глубины, действуя совместно, т. е., дру­ гими словами, они являются знаками для той или иной глубины, но опреде­ лять глубину непосредственно они не в состоянии.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 40; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!