Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 113 страница
Аргумент, основанный на выводе из положения, которое само требует доказатель ства (лат.).
294
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
ранственным. Кроме того, бесконечно малые бессознательные элементы не могут составлять пространства в силу того, что бессознательные элементы не могут дать начала какой бы то ни было психологической форме; а эти послед ние элементы, из которых некоторые психологи думают создать простран ство, обладают именно этими свойствами.
|
|
Если таким образом пространство представляет собой нечто непроиз водное, то что же оно такое и в каком отношении оно находится к ощуще нию? Оно есть такой же момент ощущения, как и интенсивность. Ощуще ние представляется одним содержанием, в котором путем отвлечения можно открыть три стороны. Ощущение представляет собой первоначаль но одно недифференцированное состояние, которое впоследствии, благода ря специальному направлению внимания, дифференцируется в различных направлениях (качество, интенсивность, протяженность). Интенсивность и протяженность составляют количественную сторону ощущения и находят ся друг с другом в одном и том же отношении к качеству: они одинаково неразрывно связаны с качеством и без него немыслимы.
|
|
|
|
Собственно говоря, это есть нативистическая точка зрения, но она от личается от воззрения главного представителя современного нативизма, Штумфа, который очень сближает качество ощущения с протяженностью
видит сходство протяженности с ощущением во всех отношениях. По Штумфу, различиям мест в пространстве соответствуют различия качеств: мы различаем места в пространстве в том смысле, в каком мы различаем, например, цветовые качества. Для него различия положения аналогичны различиям ощущений; места ощущаются нами прямо, именно как места. На этом основании Штумф отрицает локальные знаки. Но так как, по его мнению, каждое отдельное место в пространстве ощущается нами особен ным образом в силу материальных особенностей воспринимающих эле ментов, то это собственно значит признавать локальные знаки, потому что если указанные им различия не обнаруживаются так или иначе в сознании, то как они могут обусловливать различия мест в пространстве?
|
|
Следовательно, сравнивать протяженность просто с качеством ощу щения мы не имеем никаких оснований. Утверждение, что локальный знак в этом случае является излишним, что он был бы вторым ощущением, ка жется мне не состоятельным, потому что сказать, что каждое место про странства ощущается особенным образом, это значит признать особенный локальный знак.
Локальные знаки должны быть признаны на том основании, что протяжен ность в развитом сознании состоит из частей, из которых каждая обладаеттой или другой особенностью. Так как мы не можем себе представить, чтобы протяжен ность, как таковая, могла оказывать какое-либо воздействие на сознание, то мы должны предположить, что в ней, в самом деле, содержится что-либо отличитель ное. Локальные знаки бессознательны в том единственном смысле, который мо-
295
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
жет психология допустить, именно, что они оказывают воздействие на сознание, но только не бывают замечаемы им.
Таким образом, хотя я и признаю непроизводность протяженности, однако считаю, что теория локальных знаков может быть примирена с нею, что локальные знаки не являются необходимой составной частью первона чального представления пространства, для расширения же и развития это го представления играют важную роль.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 44; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!