Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 108 страница



 

пытается внести реформу своим учением о ценности, как основопола­ гающем философском понятии; это учение, правда, внесло больше пу­ таницы, чем ясности, в теорию знания и общую философию, но подчер-

 

Как известно, большинство наиболее глубоких современных психологов, по край­ ней мере немецких, прямо или косвенно отразили это влияние философской психо­ логии Брентано: Штумпф и Гуссерль, Пфендер и Липпс последнего периода, Мей-нонг и Г. Шварц — философские дети или внуки Франца Брентано; косвенно — через влияние Гуссерля, бесспорное несмотря на полемику с ним, — учением Брен­ тано определены и ценные достижения «вюрцбургской » психологической школы.

Мы оставляем в стороне явления, в которых обнаружилось в самих гуманитарных науках влияние ложного натурализма — философско-исторические концепции типа учения Бокля или — в наше время — Лампрехта. По своему значению явле­ ния этого рода принадлежат в исторической науке к уже преодоленному прошло­ му. Философия здесь, как обычно, отстала от практически уже осуществленного развития специального знания и должна его догонять.


 

287


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

кнуло действительно существенный и забытый момент, необходимый для философской психологии1. У Дильтея философско-исторический интерес к живой человеческой личности и проблемам ее жизни привел к построению первой программы психологии как науки, основанной на подлинном внутреннем наблюдении 2 , к созданию особой «науки о духе» 3 , основанной на внутреннем «понимании» (Verstehen) в смыслеживого знания, в противоположность отвлеченно-логическому пости­ жению (Begreifen) наук о предметной действительности типа естествоз­ нания. Эти учения впервые дают надежду найти ответ на философские вопросы, поставленные развитием общественно-исторического знания, или по крайней мере свидетельствуют о том, что поняты сама закон­ ность и важность этих вопросов.

 

Так, с двух разных сторон, современное научное развитие неотра­ зимо свидетельствует о потребности в философской психологии в ука­ занном выше смысле и ставит ее на очередь. Но само осуществление этой задачи еще впереди; оно требует еще не выполненного пересмотра ряда господствующих философских понятий, действительного уясне­ ния лишь вдалеке, как бы в тумане брезжащих горизонтов нового или, вернее, забытого мира внутренней реальности человеческого духа.

 

Мы резюмируем здесь кратко намеченную предыдущими сообра­ жениями программу задачи и методов философской психологии. Об­ щей задачей философской психологии является познание не единичных душевных явлений, а природы «души». Под душой же — ближайшим образом, до более точного уяснения и обоснования этого понятия — разумеется общая, родовая природа мира душевного бытия как каче­ ственно своеобразного целостного единства. Метод этой науки есть са­

монаблюдение в подлинном смысле, как живое знание, т. е. как имма­
нентное уяснение самосознающейся внутренней жизни субъекта в ее
родовой «эйдетической» сущности, в отличие от внешне-объектного

познания так называемой «эмпирической психологии». Коротко гово­ ря: философская психология есть научное самопознание человека, в от­ личие от познания отдельных от внутреннего существа человека как субъекта и понятых как предметные процессы единичных душевных яв­ лений. Это есть научное выполнение завета познать самого себя. Но так как познание логической или родовой сущности какого-либо предме­ та необходимо связано с уяснением и его отличия от всего остального,


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!