Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 103 страница
объясняющие, каким образом, несмотря на это, в связи с стремлениями возможна иллюзия активности, то сторонники волюнтаризма обязаны вый ти из состояния покоя и рассмотреть доводы противников; но если ока жется, что доводы их не выдерживают критики, то этого даже и без помо щи индуктивного исследования уже достаточно, чтобы вернуться опять к свидетельству непосредственного чувства.
Итак, если мы рассмотрим материалистическое учение о душевной жизни, утверждающее полную пассивность сознания, и покажем, что оно
|
|
278
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
не выдерживает критики, и что другие направления в психологии примири-мы с волюнтаризмом, мы получим право считать это направление доста точно обоснованным. Материалистическую психологию мы рассмотрим в особом исследовании, а теперь займемся изучением чувствования актив ности с психологической точки зрения, в особенности опровержением про тиворечащего волюнтаризму учения о том, что чувствование активности есть моторное ощущение.
|
|
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
СЛ. ФРАНК:
ДУША ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
Франк Семен Людвигович (1877-1950) — философ и психолог. Ввел понятие «философская пси хология», на основе которого пытался создать целостное направление.
|
|
1912 г. вместе с А.Ф. Лазурским создал про грамму исследования личности. В 1916 г. в журна ле «Русская мысль» опубликовал статью «Задачи философской психологии», продолжением идей которой явилась книга «Душа человека» (1917 г.). Книга должна была стать докторской диссертаци ей, но в силу известных обстоятельств не была за щищена. В 1922 г. выслан из России.
|
|
Жил в Германии, Франции, Англии.
Главная идея Франка состояла в задаче восстановления психологии как науки о душе, смысл которой заключался в борьбе против психологии без души, т. е. эмпирической психологии как науки о явлениях сознания и
естественно-научных методов. В русской науке книга была воспринята как возврат к старой метафизической психологии (Э.Л. Радлов, A.C. Вы готский). Однако глубокий теоретический анализ трудностей мировой пси хологической науки конца XIX — начала XX в., которая по общему при знанию переживала кризис, рассмотрение понятия души в контексте ее связей с различными областями реальности сохраняют ценность и пред ставляют большой интерес для современной науки.
ДУША ЧЕЛОВЕКА.
ОПЫТ ВВЕДЕНИЯ В ФИЛОСОФСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ 1
самом широком, ничего не предвосхищающем смысле под понятием «души» следует разуметь просто общую природу душевной жизни как тако вой, — совершенно независимо от того, как мы должны мыслить эту природу.
под учением о душе или философской психологией — так мы можем и будем называть намечающуюся здесь науку, чтобы хоть косвенно восста-
Франк С.А. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию// В кн.
Франк С.А. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995. С. 437-446.
280
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
новить истинное значение названия «психологии» и вернуть его законному владельцу после упомянутого его похищения, непосредственно уже неус транимого, — мы должны разуметь именно общее учение о природе душев ной жизни и об отношении этой области к другим областям бытия, в отличие от так называемой «эмпирической психологии », имеющей своей задачей изу чение того, что называется «закономерностью душевных явлений». В этом смысле философская психология стоит выше спора между различными фи лософскими направлениями в психологии, выше противоположности меж ду «метафизиками» или «эмпиристами» или «критицистами», ибо эти спо ры и противоположности составляют само ее содержание. Паскаль глубокомысленно заметил, что презрение к философии есть само уже особая философия. По аналогии с этим можно сказать, что даже отрицание «души» или ее познаваемости есть особое философское учение о душе, ибо оно явно и бесспорно выходит за пределы компетенции эмпирической психологии как естественной науки о законах душевных явлений. Даже психическая атомис тика и теория «эпифеноменов» — даже представление о душевных явлениях как о разрозненных искорках, там и сям вспыхивающих, в качестве побочных спутников известных процессов в нервной системе — есть философское уче ние о душе, хотя, по существу, ложное, чрезвычайно скудное и — что для нас здесь главное — не осознавшее самого себя (ибо, поскольку оно осознало бы себя, даже оно должно было бы признать в душевной жизни особую, специфи ческую реальность, требующую в этом своем качестве общего описания ее природы). Суть дела заключается в том, что — поскольку мы вообще не совер шенно слепы и замечаем самый факт душевной жизни — мы — хотим ли мы того или нет — должны иметь и то или иное мнение об общей природе этой области, — мнение, по необходимости предшествующее изучению соответ ствующих единичных явлений и определяющее задачи, характер и метод это го изучения. И фактически философская психология лишь в скудной и по своему внутреннему смыслу неосознанной форме всегда существовала; су ществует она и в нашу эпоху, потерявшую сознательный интерес к ее про блемам (или, скорее, здесь надо говорить о недавнем прошлом). Она рассе яна, например, в вступительных или заключительных соображениях учебников и исследований по «эмпирической психологии», в рассуждениях «О задачах и мето дах психологии» (часто наивно воображающих, что можно говорить о задачах и методах науки, не имея обобщающего, философского знания о ее предмете), во всякого рода «введениях в психологию» и рассуждениях об общих вопросах пси хологии (достаточно вспомнить литературу о «психо-физическом параллелиз ме! ») и — last not least1 — в общих философских и гносеологических трудах.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!