Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 106 страница
ская проблема живого и непосредственного субъекта, соотносительно го миру эмпирической действительности.
Но когда вопрос так поставлен, когда уяснилось, что собственная про блема теории познания, в отличие от общей онтологии или антропологии, тогда становится очевидным, что она лишь частная проблема этой науки,
Mьnsterberg. GrundriЯ der allgemeinen Psychologie. 1900. Natorp. AllgemeintePsychologie nach kritischer Methode. 1912.
284
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
касающаяся лишь одной из сторон жизни человека. Человек ведь не толь ко познает действительность: он любит и ненавидит в ней то или иное, оце нивает ее, стремится осуществить в ней одно и уничтожить другое. Чело век есть живой центр духовных сил, направленных на действительность. Это внутреннее, субъективное отношение человека к действительности, эта направленность человеческой души на мир, образующая самое существотого, что мы зовем нашей жизнью, — как бы это ни показалось странным на первый взгляд, — оставалась совершенно вне поля зрения обычной, так называемой «эмпирической психологии». В действительности это было не только естественно, но и неизбежно. Психология как естествознание зна ет душевные явления — как мы это уже не раз указывали — лишь с той их стороны, с которой они стоят в связи с миром внешней, объективной дей ствительности. Дело тут совсем не в противоположности между так назы ваемым внешним наблюдением и самонаблюдением. Для обычной позиции психологии и самонаблюдение есть внешнее наблюдение в том смысле, что это есть наблюдение явлений как объектов, противостоящих наблюдаю щему субъекту и как бы отчужденных от него. Человек как живое духов ное существо в этой позиции раздваивается на субъект и объект; при этом познающий субъект есть лишь чистый, теоретический взор, чистое внима ние, тогда как сама душевная жизнь развертывается перед этим взором как отчужденная от него внешняя картина. Поэтому для такого созерцания неизбежно должно ускользать познание живого субъекта как такового; его предметом может быть лишь то, что вообще может отчуждаться от субъекта — разрозненные, оторванные от живого центра единичные явле ния душевной жизни, как бы оторванные листья древа жизни, лишенные внутренней связи с его корнями. Объективное наблюдение (включая в него
|
|
|
|
|
|
|
|
обычное так называемое самонаблюдение, которое было бы точнее на звать наблюдением собственных душевных явлений) есть анатомическое вскрытие трупа или анатомическое наблюдение отрешенных от живого су щества души его выделений или отмерших тканей, а не действительное на блюдение внутренней, субъективной жизни. Между тем живое отношение человека к действительности — все многообразие явлений любви и ненави сти, утверждения и отрицания, стремлений и отталкиваний — есть именно та жизнь, которая может быть лишь действительно внутренне наблюдае ма в самом ее переживании, в неразложимом единстве живого знания1, а не объективно изучаема через внешнее анатомирование или психологи ческую вивисекцию. Возьмем для примера такое общераспространенное и важное явление внутренней человеческой жизни, как влюбленность. Что может в нем наблюдать так называемая эмпирическая психология? Она прежде всего набросится, как на самое легкое и доступное, на внешние,
понятии живого знания см. нашу книгу «Предмет знания ». 1915. Гл. XII.
285
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
физические симптомы этого явления — отметит изменения кровообраще ния, питания, сна у наблюдаемого лица. Но памятуя, что она есть все-таки психология, она перейдет и к наблюдению «душевных явлений», она кон статирует изменения самочувствия, резкие смены состояний душевного возбуждения и упадка, бурные эмоции приятного и тягостного характера,
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 37; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!