Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 102 страница



 

Итак, чувствование активности, внушающее нам мысль, что сознание не есть нечто пассивное, что оно может быть источником новых перемен в мире, не обманывало нас: те причинные связи, которые мы описывали как кажущиеся, оказываются действительно существующими; боясь доверить­ ся непосредственному чувству, мы установили их при помощи обыкновен­ ного индуктивного метода единственного совпадения. Однако теперь мы можем опять придать больше цены непосредственному чувству и имеем право заявить, что согласие результатов индукции с непосредственным чувством в высшей степени свидетельствует в пользу волюнтаризма. В са­ мом деле, всякое эмпирическое знание прямо или косвенно опирается на данные внешнего или внутреннего восприятия; волюнтаризм может прямо опираться на этот основной источник эмпирического знания, и в этом со­ стоит одно из важных преимуществ его перед другими направлениями.

 

Однако оба метода для обоснования волюнтаризма, как методы, не застрахованы от возражений. Против индуктивного обобщения по методу


 

277


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

единственного совпадения можно возразить, что им доказано только сосу­ ществование двух явлений, а не причинная связь их: быть может, это сосу­ ществование обусловливается каким-либо третьими явлением, причиняю­ щим и стремление и перемену, следующую за ним. Так как в сфере психических процессов такого третьего явления нельзя найти, то очевид­ но, это возражение может возникнуть лишь в психологии, предполагаю­ щей, что психические явления могут причиняться и даже всегда причиня­ ются не другими психическими явлениями, а каким-либо бытием иного рода. Таким бытием иного рода может быть только бытие материальное или какая-то неизвестная и непознаваемая сущность (агностическая точка зрения). Следовательно, указанное возражение может возникнуть или в материалистической психологии, или в психологии агностицизма. Так как психология агностицизма вообще должна отказаться от познания причин­ ных связей и принуждена ограничиваться изучением необходимых сосу­ ществований, то волюнтаризм не разрушается ею, она не заменяет его за­ конов другими. Иначе поступает материалистическая психологии: она не только утверждает, что связи между явлениями, указанными волюнтариз­ мом, не имеют причинного характера, но еще и указывает причины этих явлений, низводящие сознание на степень призрачного бытия, вполне под­ чиненного законам механики или вообще материального мира. Следова­ тельно, для окончательного обоснования волюнтаризма вслед за индук­ тивным исследованием нужно еще побороть материализм. Дальше, рассматривая логически возможные учения о воле, мы постараемся обсто­ ятельнее показать, что это единственный опасный противник.

 

Второй источник обоснования волюнтаризма, непосредственное чув­ ствование активности и связи между психическими процессами, также не может считаться абсолютно застрахованными от ошибок. В самом деле, опираясь на восприятия, человечество, например, думало до Коперника, что Солнце вращается вокруг Земли. Однако, без сомнения, onus probandi лежит на стороне тех, кто признает то или другое восприятие иллюзиею: пока астрономия не представила убедительных доводов в пользу теории, противоречащей этому восприятию, естественно и необходимо было опи­ раться на него. В таком же положении находится и волюнтаризм. Если в психологии есть теории, отвергающие причинную деятельность сознания


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 35; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!