Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 98 страница
Все чувственные элементы сознания (ощущения) относятся к числу «данных» состояний.
Некоторые нечувственные элементы могут быть то моими, то данными (например, единства ощущений); другие нечувственные эле менты всегда бывают данными (например, сознавание объективности); третьи нечувственные элементы всегда бывают моими (напри мер, тот оттенок состояний сознания, который обусловливается сосредоточением внимания на них).
|
|
Все мои элементы сознания относятся к числу нечувственных.
восприятии как мы видели, подавляющее количество элементов «дано». Таким же характером отличаются и процессы припоминания, так как в них обыкновенно в высокой степени активны лишь начало и некоторые промежуточные пункты, а вслед за тем тянутся целые поло сы воспоминаний, возникающих как бы непроизвольно и требующих лишь активности внимания для апперципирования. Обыкновенно про цессы припоминания объясняют законами ассоциации идей и вовсе не ста вят их в связь со стремлениями Я; однако на деле, если закон ассоциации и управляет чем-либо, так это только «данным» материалом припоминания,
|
|
поскольку этот материал становится «моим», в особенности поскольку он переходит с периферии сознания в фиксационную точку, всегда можно бывает доказать присутствие стремлений и чувствования активности; ины ми словами, поскольку процесс припоминания чувствуется как мой, по скольку он тоже подходит под понятие волевого акта. J\AK анализа мы вос пользуемся опять уже описанным процессом припоминания терминов Blickpunkt и Blickfeld. Когда мы думаем о какой бы то ни было вещи, напри мер теории внимания Вундта, на периферии нашего сознания толпятся в большем или меньшем количестве более или менее смутно ряды идей, свя занных по ассоциации с апперципируемою идеею; однако появление этих идей на периферии вовсе не сопровождается чувствованием деятельности и не относится нами к нашему Я: они возникают у нас так же, как психо рефлекторные акты1; без предшествующего моего акта (апперцепции) эти идеи не появилось бы на периферии сознания, однако я вовсе не считаю себя виновником их возникновения; их возникновение вовсе не есть мой волевой акт. Гораздо определеннее становится чувствование активности с того момента, когда я апперципирую ту или другую из этих «данных» в смутной форме идей. При этом в типичном акте припоминания (а не пост роения) быстро и отчетливо вступает в фиксационную точку сознания не которое сложное целое (например, слово Blickfeld), и синтез его частей
|
|
|
|
См. И. 2.
272
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
чувствуется как «данный» совершенно так же, как в простейших восприя тиях. Следовательно, мы имеем здесь дело, как мы уже решили выше, гово ря об апперцепции вообще, с неполным внутренним актом1.
Отсюда ясно, что если мы хотим наблюдать смену идей, наименее зависимую от наших стремлений и управляемую одним лишь законом ассоциации (если такой закон существует), то мы должны насколько возможно подавить в себе апперципирующую деятельность, отказать ся от всяких определенных своих целей и присматриваться к игре идей, которая возникнет вслед за этим. Точнее, мы и в этом случае не отказы ваемся совсем от апперципирования, а ставим себе очень оригинальную цель — апперципировать (не особенно интенсивно), все, что всплывает в поле сознания. При этом искусственном условии начинается безумная скачка идей, и только она дает настоящие типичные случаи слепого че редования идей по смежности. Такая же скачка может явиться и в дру гих случаях ослабления апперципирующей деятельности, например при усталости, душевной болезни. По мнению Вундта, «у нормального че ловека ассоциация в форме ряда, т. е. содержащая более двух членов, встречается очень редко» и достигается легче всего описанным искус ственным путем2.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!