Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 94 страница
См. П.
266
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
условий, благодаря которым процессы сознания кажутся моими. Следо вательно, если мы хотим установить основное положение волюнтаризма, мы должны прежде всего доказать, что перемещения фокуса внимания и перемены, возникающие вследствие этого, подходят под наше понятие во левого акта. После исследований Вундта эта задача не представляет осо бенно больших затруднений.
|
|
Во всякий данный момент наше сознание складывается из массы разно родных состояний, совокупность которых принято называть полем созна ния. В этом поле одна какая-либо более или менее обширная группа занимает центральное положение в том смысле, что она сознается наиболее ясно и отчетливо, она составляет фиксационную точку сознания; на ней сосредо точено внимание, или, говоря языком Вундта, ее мы апперципируем, а про чие состояния только перципируем. Апперципирование какого-либо состо яния, т. е. переход его с периферии поля сознания в фиксационную точку, есть, без сомнения, одна из важнейших внутренних перемен: то состояние сознания, на котором преимущественно сосредоточивается внимание, от тесняет все другие состояния, становится наиболее ясным и приобретает господствующее положение в том смысле, что дальнейшее течение созна тельной жизни, например припоминание, мышление, картины воображения, внешние волевые акты, соответствуют апперципированному состоянию.
|
|
|
|
Анализируем сначала наиболее сложный вид апперцепции, тот, кото рый у Вундта носит название активной апперцепции. Предположим, что мы заняты обдумыванием вопроса об апперцепции, припоминаем теорию Вундта, между прочим вспомнили терминологию его на русском языке и хотим восстановить в своей памяти немецкую терминологию; на самой пе риферии нашего сознания уже явились термины Blickpunkt и Blickfeld, но в такой неясной форме, что мы не могли бы их записать и произнести; в этот момент в поле нашего сознания неожиданно является новый элемент: мы перципируем едва доносящиеся до нас звуки игры на скрипке; дальнейшее течение нашей сознательной жизни прямо зависит от того, что мы апперци пируем, если мелодию, то немецкие термины опять забудутся, и, может быть, надолго; если мы очень заняты работою и стараемся не отвлекаться от нее, но любим также музыку, то легко может случиться следующее: сначала мы необдуманно отвлечемся в сторону мелодии, немецкие терми ны станут потухать в сознании, но мы, заметив это, тотчас спохватимся и, сделав какое-то усилие, отвлечемся от мелодии, сосредоточимся на преж ней точке идей, мелодия потухнет в сознании, может быть, совсем, немец кие термины ясно всплывут, и мы запишем их с чувством полного удовлет ворения. Без сомнения, в этом процессе есть все элементы волевого акта: перемене предшествовали целых два представления, которые можно на звать стремлениями: они связаны с тем своеобразным беспокойным чув ством, наличность которого даст нам основание называть их так (стремле-
|
|
267
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ние окончательно припомнить термины, стремление проследить мелодию). Перемена сопровождается чувствованием активности и наступает с чув ствованием удовлетворения. Такая перемена заключает в себе элементы целестремительного акта, именно относится к числу неполных внутренних опознанных актов. Это акт неполный внутренний, потому что перемена, следующая за усилием, заключает в себе много «данных» элементов, по-видимому, составляющих более или менее отдаленное следствие усилия, а не прямой результат его1.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!