Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 91 страница
Перемены, следующие за «моими стремлениями» и чувствованием «моей » активности, бывают трех родов. В одних случаях перемена во всем своем составе кажется «моею». Если мы обдумываем для маскарада кос тюм джентльмена эпохи Людовика XIV и, уже составив план его, стараем-
См. выше II.
См. выше II.
261
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ся представить себе, каков будет он, если к зеленым отворотам рукавов пришить имеющееся у нас кружево, то этот синтез сознается как мой. Конечно, представление самого костюма и кружева может при этом отно ситься к числу «данных » состояний сознания. Мало того, через несколько минут после мысленного осуществления синтеза, если мы попытаемся опять вспомнить его, он почти наверное без труда всплывет в нашем сознании, как «данное» состояние. В других случаях перемена состоит из элементов отчасти моих, отчасти данных мне, например, если я обдумываю, как устроить каталог библиотеки, и при этом отчасти вспоминаю ящики и кар точки подвижных каталогов, отчасти сам создаю новые формы их. Нако нец, в третьих случаях перемена на первых порах тоже кажется вполне или отчасти моею, однако внимательное наблюдение показывает, что она со стоит исключительно из данных элементов и кажется моею только пото му, что последовала за живым чувствованием «моей» активности; следо вательно, в этих случаях мы живо сознаем, что произвели что-то, но сами не знаем что. Например, если мы произвольно поднимаем руку, эта пере мена кажется нам «моею»; однако она вся для нашего сознания состоит из зрительных и моторных ощущений, которые всегда относятся к числу дан ных состояний сознания; в этом случае иллюзия принадлежности моему Я возникает вследствие чрезвычайно живого сознания, что наше усилие не осталось безрезультатным, что мы что-то произвели, но при внимательном анализе оказывается, что произведенное нами вовсе не дано в нашем со знании. Перемены первого рода мы будем называть термином «мой внутренний акт», перемены второго рода — термином «неполный мой внутрен ний акт», а перемены третьего рода — «мой внешний акт». Конечно, внешние акты не необходимо бывают мускульными. Многие из них вовсе не обнаруживаются на периферии тела. Например, если мы усиливаемся припомнить стихотворение, и оно вдруг всплывает в нашем сознании в гото вом виде, то этот процесс в большинстве случаев бывает типичным внешним актом: мы что-то произвели, однако данная в сознании перемена есть не наш акт, а какое-то более или менее отдаленное последствие нашего акта.
|
|
|
|
|
|
|
|
Большая часть перемен настолько сложна, что относится ко второму раз ряду. Однако в этом отношении возможны значительные индивидуальные раз личия. Если предложить нескольким лицам исправить, например, такую фра зу: «Сознавая, что сознание преступника в своей вине »... то, наверное, этот акт
одних лиц будет относиться ко второму, а у других к третьему разряду. Если он относится к третьему разряду, то он может протекать, например, следую щим образом: внимание сосредоточивается на содержании мысли, не выра женном раздельными словами, а являющемся в форме какого-то неясного цельного клубка, и более или менее продолжительное усилие выразить его в новой форме вдруг сменяется всплыванием в сознании новой готовой фразы вроде: «Находя, что сознание преступника в своей вине »...
262
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
«Мои внешние акты» нужно строго отличать от одного вида перемен, принадлежащего к совершенному иному типу, именно от перемен, являю щихся вслед за стремлениями, но без чувствования активности, и вообще без сознания, что мы произвели их прямо или косвенно. Например, утром, лежа в постели, мы решаем, что нужно встать, но не можем преодолеть себя; потом начинаем думать о чем-либо постороннем и вдруг замечаем, что мы уже встаем. В обществе иной раз мы собираемся что-либо расска зать, потом решаем, что наш рассказ будет неуместен, но через несколько минут вдруг замечаем, что язык изменил нам и принялся говорить. Такие внешние перемены нельзя назвать волевыми, если применять этот термин в вышеуказанном смысле1, но в то же время нельзя отнести их к числу реф лекторных или автоматических, потому что им необходимо предшествует психическое состояние. Мы будем называть эти перемены психорефлек торными актами. Существование их вовсе не противоречит утверждениюволюнтаризма, что все перемены в сознании, относимые нами к нашему Я, про текают по типу волевых процессов: в самом деле, психорефлекторные акты в целом в такой же мере не составляют единой перемены в сознании как, напри мер, наша мысль о каком-либо отвлеченном вопросе и последовавшее за нею восприятие боя часов. Иными словами, психорефлекторный акт состоит из двух различных перемен; это тотчас же становится ясным, если сделатьточное описание того, что мы находим в сознании в подобных случаях, на пример в первом из описанных. Сначала у нас было представление об акте вставания и стремление к нему, а потом явилась перемена, которую нельзя описать словами «я встал» (где возможно такое описание, там мы имеем дело с «моим внешним актом», который представляется живым сознанием того, что я что-то произвел), а точнее будет обозначить словами «я чув ствую себя вставшим, я воспринимаю себя вставшим». Без сомнения, мы здесь имеем дело с двумя отдельными явлениями в сфере индивидуально го сознания: со стремлением, отмененным или, как кажется, не заключаю щим в себе достаточной силы для осуществления перемены, и с восприяти ем перемены, по-видимому, происшедшей помимо активности Я. Это восприятие ничем не отличается от восприятия рефлекторных сокраще ний: в самом деле, если мы едим какой-либо чересчур кислый плод, и у нас начинают рефлекторно сокращаться мускулы лица, мы совершенно таким же образом воспринимаем эти сокращения, как происшедшие помимо на шей воли. Поэтому-то мы и обозначили описанные только что процессы термином психорефлекторные акты, быть может, не совсем удачным в дру гих отношениях. Многие психологи обозначают подобные явления терми ном идеомоторный акт. Однако это понятие у них в одних отношениях шире,
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!